Автотуризм: что он даст гостиничной индустрии – и что для этого потребуется сделать
Автотуризм: что он даст гостиничной индустрии – и что для этого потребуется сделать
Доля организованного «природного» туризма (включая эко-туризм, автотуризм, кемпинги и т.д.) составляет в мире 25%. В России же она еле дотягивает до 2%. И дело не только в «плохих дорогах»: люди готовы – и хотят – ездить больше, если им будет где безопасно поесть и удобно переночевать. Что вполне могут совместить в себе придорожные средства размещения.
Наболевшие вопросы этой сферы обсуждались в рамках дискуссии «Перспективы принятия стратегии автотуризма в РФ» на выставке «Интурмаркет-2024». Frontdesk.ru делится ключевыми моментами беседы. И моментами, на которые отельерам стоит обратить внимание, чтобы, организуя придорожное средство размещения, обеспечить ему стабильную загрузку, а себе – хорошую прибыль.
Что есть на данный момент, и в чем сложности
Федеральные трассы практически все приведены в хорошее состояние, в большинстве регионов основные дороги – тоже. Поэтому основная проблема сегодня в развитии автотуризма – это инфраструктура, в частности - придорожная. Наши соотечественники, когда едут из точки А в точку В, пока еще не привыкли планировать останавливаться в точках C и D: стараются ехать, как говорится, «от забора до обеда». Потому что иногда останавливаться страшно или небезопасно, а порой и вовсе негде.
Причем даже когда качественные туристические услуги «вдоль дороги» организованы, и предоставляются – а такое уже кое-где в РФ есть – туристы об этом попросту могут не знать. Так что есть еще один «камень преткновения» - информирование потребителя.
В дополнение - нормативное регулирование, связанное с туризмом. Например, авто с «жилым» прицепом, которое по каким-то критериям – «легковое», каким-то – «грузовое», и поди разберись, как ехать на дальние расстояния и где вставать, чтобы не получить штрафы. Например, автодома длиной – больше двух метров, а иногда и больше трех, поэтому вынуждены на платных автодорогах платить за проезд как «грузовые», хотя по формату «легковые». А ведь семей, путешествующих с таким прицепом, в стране уже немало: часть времени они ночуют в «домике на колесах», а часть маршрута готовы останавливаться в придорожных гостиницах и мотелях. У которых, к слову, даже при наличии парковки такой «длинномер» на эту парковку не втиснешь; и – снова – как соблюсти правила?
Доступ к природным красотам, культурным и историческим памятникам тоже вызывает сложности. Неподалеку от трасс они нередко есть, и очень интересные, но – к ним иногда невозможно подъехать. А если можно подъехать – то невозможно припарковаться и тем более встать на ночь.
И наконец, собственно сами средства размещения: их «ахиллесова пята» - отсутствие грамотно организованных парковок плюс порой – отсутствие «связи» с приличными местами питания. Когда в мотеле завтрак не подают, а из еды поблизости – только чебуречная с беляшами «второй свежести», то студенты-автостопщики, может, и рискнут. А вот семьи с детьми точно останавливаться не станут. Уважаемые владельцы мотелей и кемпингов, спросите себя: а у вас действительно есть место, где весь день можно хорошо и вкусно поесть? Стол с розетками, микроволновкой и чайником для «доширака» в виду не имеем.
«Если я еду на отдых, тем более с семьей, - мне надо понимать: где я остановлюсь, где заправлюсь, какие места интересно посетить с детьми. Мне важно заранее понимать весь свой маршрут. Так что можно сказать, что 90% автотуризма – это придорожная инфраструктура», - делится председатель Комитета Госдумы по туризму и инфраструктуре Сангаджи Тарбаев.
Заместитель председателя правления ГК Автодор Константин Макиев подсветил еще один аспект: «Мы уже несколько лет тесно работаем с нефтяными компаниями (по инфраструктуре сети автозаправок – прим.ред.), и в том числе с ними переформатируем подход к обслуживанию клиентов. Потому что понимаем: наш целевой клиент на сегодняшний день, за счет субъектов Федерации, через которые проходят наши автодороги, – уже более 50 миллионов человек. А к концу года показатель превысит 71 миллионов». Откуда такая цифра? Очень просто: за рулем ли россияне, на заднем ли сиденье (такси в том числе), пассажиры ли в автобусе – все они автотуристы. И потенциальные постояльцы придорожных средств размещения. Вспомните максимально бюджетные автобусные туры на южные курорты: наверняка многие из пассажиров согласились бы переночевать в нормальной кровати – даже в номере на двоих-троих – вместо того чтобы одну-две ночи трястись в автобусном кресле в скрюченном состоянии. «Мужчин и женщин из этих 50 миллионов – 50х50, 78% - семейные люди с детьми», - уточнил Константин Макиев. Причем тех, кто выезжает не дальше чем на 150 км – за город, на дачу и т.д. – лишь порядка 40%.
Так что, к слову о потребностях 78% от потенциальных «десятков миллионов автотуристов», путешествующих семьей с детьми, - каждые 300-400 км пути они должны обязательно встречать остановку с необходимой инфраструктурой. Не только автозаправкой и туалетами, но и душем, горячим (!) питанием, по возможности – ночлегом. А в идеале – еще и с площадками для занятий спортом: не представляете, насколько это востребовано у тех, кто подолгу в дороге (и насколько наличие тренажеров на площадке при автогостинице, вкупе с приемлемой по качеству столовой, «соблазнит» остаться на ночь. – Прим.ред.). «Загрузка спортплощадок в таких многофункциональных комплексах – 70%. Из них примерно 20% - дальнобойщики; все остальные – туристы». Есть над чем задуматься, правда?
ГК Автодор сейчас реализует в РФ единую сеть сервисных зданий с расширенным набором сервисов: «раздельный» транспортный поток для легковых и грузовых авто, отдельно – сегмент для автобусов. Помимо прочего необходимого, на каждой такой стоянке – минимаркет и спортплощадка, фудкорт, душевые комнаты, стиральные машины, даже аптека. Туалетов, к слову, - не одна-две, а минимум 14 кабинок (!)
На сегодняшний день на «подведомственные» Автодору трассы уже «зашли» несколько строящихся сейчас средств размещения: в их числе – в районе Арзамаса на трассе М12, в районе Акуловки на полпути по М11. По планам, уже к концу года откроются минимум два отеля по 49 номеров.
А с учетом того, что с 17 июля 2024 года откроется транспортный «коридор» от Санкт-Петербурга до Казани без единого светофора – инвесторы, задумайтесь. По этому маршруту сейчас уже 32 многофункциональные зоны от Автодора, и 14 – в стадии строительства.
Заместитель генерального директора Национального института аккредитации Росаккредитации (НИАР) Светлана Ануфриенко подняла тему проблем и перспектив классификации средств размещения для автотуризма. Поскольку «сверху» эти объекты делят в основном на две части: мотели и кемпинги. Мотели, согласно постановлению правительства, подлежат обязательной классификации, кемпинги – пока нет. Сейчас от сообщества нужна помощь: корректировать ли эту систему? В частности, делать ли подобие классификации и для кемпингов тоже? «Потому что важно доведение до туриста полной, достоверной и исчерпывающей информации об объекте, чтобы туристы могли делать правильный выбор, не разочаровываясь».
Ну и еще придется как-то организовать «пособие по наблюдению за наблюдателем за наблюдающими», как у классика: к сожалению, выявлено очень много случаев, когда объект классифицирован, а по факту его проверяющая организация даже не посещала! «Очень часто мы наблюдаем оценку без выезда на объект, и это очень большая проблема: 74% опрошенных нами экспертов от туриндустрии сказали, что хотя бы раз в жизни сталкивались с таким. Выводы делаем сами».
Но личная ответственность руководства придорожных средств размещения тоже важна: даже если до официальной классификации кемпингов пока далеко – «…мы на основе обсуждений перебрали разные варианты решений. Первый шаг – вхождение в реестр объектов. Второй – «самооценка» на основании чек-листа в категории «без звезд»: для каждого вида объектов будут разработаны чек-листы. (…) А нужна ли классификация кемпингов по «звездам»? Это – предмет дискуссии до сих пор».
Институт продолжит бороться с неквалифицированными экспертами – которые дают «звезды» средствам размещения некорректно, в силу личной некомпетентности (либо жажды наживы) путем введения персональной ответственности и вполне конкретных санкций.
Ну а перечень придорожных объектов планируется систематизировать «в цифре» - эта система сейчас разрабатывается: создадут ее на основе действующего реестра, «пристегнут» к онлайн-агрегаторам по бронированию, и сюда же добавят некое Единое окно жалоб для клиентов. Светлана Ануфриенко заверила, что «эта цифровая система планируется максимально friendly – дружелюбная для потребителя. Потому что пока что это – лишь набор технической информации, а такая база данных должна быть максимально ориентирована и на туристов в том числе». Напоследок спикер призвала игроков рынка делиться мнениями и идеями, «…потому что работать, не опираясь на мнение отрасли, - абсурд и большая глупость».
Кристина Голубева, специально для Frontdesk.ru