ЧМ-2018 спровоцировал взрыв интереса туристов к России
ЧМ-2018 спровоцировал взрыв интереса туристов к России
Загрузка отелей в Москве, Петербурге и Сочи выросла по сравнению с прошлым годом, несмотря на отсутствие мундиаля
В преддверии четвертого квартала, аналитики подводят приблизительные итоги года. Практически одновременно с Сushman&Wakefield, консалтинговая компания JLL представила свои итоги летнего сезона 2019 года на гостиничных рынках Москвы и области, Санкт-Петербурга и Сочи.
Резюмирует руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер: «Чемпионат мира по футболу 2018 принес нужный эффект: этим летом выросло количество гостей в отелях городов, которые традиционно востребованы российскими и международными туристами. В Санкт-Петербурге, например, загрузка даже побила рекорд последних трtх лет, в среднем по рынку результат составил 88%. Московские отельеры отмечают беспрецедентный рост количества приезжающих с целью отдохнуть. В некоторых отелях такие гости начали превалировать над деловыми. Это серьезная перемена для столицы, где доля бизнес-потока исторически составляла 75-80% в составе общего спроса».
Однако если в прошлом году московские отельеры, предвидя спрос туристов мундиаля, имели возможность установить высокие цены в разрешенных властями пределах, то в этом году крупных международных событий уровня ЧМ-2018 в России не проводилось; соответственно, рассчитывать на столь же впечатляющие тарифы не приходилось. В итоге снизились показатели на всех рынках, и больше всего средний тариф (ADR) упал в Москве – чуть более более чем наполовину.
Вкратце о регионах:
Москва
В столичных отелях с июня по август загрузка в среднем по рынку составила 87,4% (+2% к прошлому году и +6% к 2017-му), даже несмотря на то, что все лето 2018 года Москва являлась хабом для гостей мундиаля. Самыми популярными по-прежнему остаются объекты upper upscale, где было реализовано 92% номеров.
Однако ADR упал на 55% за год, до 7,1 тыс. руб., а RevPAR снизился аж на 54% (6,2 тыс. руб.). При этом самое сильное снижение наблюдалось в сегменте люкс, который «провалился» в цене на 61% (до 20,9 тыс. руб., даже на 30% ниже петербургского). Однако если сравнивать показатель с предыдущим периодом без ЧМ – летом 2017 года, средняя стоимость номера выросла на 20%.
Московская область
Подмосковные качественные курорты смогли кардинально поднять загрузку этим летом – до 63% (+13%). Если в прошлом году мундиаль «оттянул» спрос традиционных гостей курортов – они предпочли посещать мероприятия в рамках ЧМ, в этом же году интерес со стороны москвичей, привыкших к классическому загородному отдыху, вернулся. Основной рост произошел в июне, в первом месяце лета к подмосковным отельерам приехало на 8% больше гостей, чем в июне 2018-го года. Средняя цена номера по сравнению с годом ранее упала не сильно – на 13,5%, до 5,7 тыс. рублей.
Санкт-Петербург
Лето в Санкт-Петербурге порадовало отельеров взрывным ростом количества туристов, которого так ждал менеджмент гостиниц. Рост составил +15% к 2018 году и +4% - к 2017-му. Среднерыночная загрузка составила 88%. Самыми популярными традиционно стали демократичные сегменты, востребованными в первую очередь у организованных тургрупп: тут оказалось распродано 91% номерного фонда на протяжении всего сезона, а это - рекордный показатель за последние три года. Благодаря росту загрузки в этом сегменте на 15% увеличилась и доходность на номер, хотя по сравнению с летом прошлого года стоимость номера в среднем по рынку снизилась на 17% (однако показала +4% к 2017-му). Несмотря на снижение ADR, доходность петербургских отелей выросла на 2%, или до 7,8 тыс. руб., в силу ощутимого увеличения количества проданных номеров.
В люксовых отелях Санкт-Петербурга падения цены в этом году по сравнению с прошлым практически не произошло (-1,5%, или до 30,5 тыс. руб.). Загрузка же прибавила 7%, до 77%. Эти факторы вкупе увеличили доходность на номер до 12% (23,7 тыс. руб.).
Сочи
Приморские гостиницы Сочи этим летом продали на 6% номеров больше, чем прошлым (= 74%), однако ADR упал на 19%, до 7,5 тыс. руб. В высоких ценовых сегментах, со средней стоимостью суток проживания примерно 13,5 тыc. руб., загрузка также была высокой, и составила 72%. Однако основной прирост по загрузке наблюдался за счет отелей более демократичных ценовых сегментов: тут было продано 75% номеров, а тариф составил около 3,6 тыс. руб. При этом в крупных отелях Имеретинской низменности, работающих по системе «все включено», не вошедших в выборку, загрузка, по оценке JLL, была еще выше данного показателя.
Любопытно, что отели горного кластера продолжают составлять здоровую конкуренцию своим коллегам на побережье, продав этим летом почти 69% номерного фонда (+5% по сравнению с 2018 годом). В том числе это происходит и за счет традиционно невысоких цен в «морской сезон» – 3,3 тыс. руб. составил средний тариф на номер в брендированных отелях Красной Поляны. В высоких ценовых сегментах стоимость составила 4,4 тыс. руб., а в более бюджетных отелях показатель немного вырос и достиг этим летом 2,5 тыс. руб.