Cпрос на автотуризм в РФ быстро растет, многие путешествуют с детьми
Cпрос на автотуризм в РФ быстро растет, многие путешествуют с детьми
Спрос на автотуризм ведет к более высоким требованиям к инфраструктуре, средствам размещения в частности. Пока показатель удовлетворенности - 3,5 балла из 5. При том что если "усилиться" - потенциальная выручка именно от услуг размещения может превысить 600 млрд рублей в год, конкретно в этом сегменте.
Результаты опроса Координационного центра Правительства показали, что путешествия на автомобилях день ото дня становятся все более востребованы. Автотуризм вошел в ТОП-5 по наиболее востребованным форматам, наряду с поездками на моря, в сельскую местность, посещением природных парков и познавательных туров по историческим местам и прочим "знаковым" достопримечательностям.
При этом автомобиль "обогнал" ж/д как основной способ "добраться до места": по итогам опроса 2000 респондентов, в 2024 году это - самый востребованный вариант (51%, или +15% к показателю 2023 года). Передвижение на авто - более популярно, чем даже на поезде и самолете.
Однако при растущем спросе, россияне пока недовольны качеством оказания услуг - начиная с дорог и заканчивая удовлетворением насущных потребностей, в нормальном отдыхе и сне в том числе. А чтобы сориентироваться по характеристикам автотуристов (в том числе потенциальных), делимся свежей статистикой "Автодор" и "Твой Кемпинг", озвученной на одной из недавних конференций:
- Портрет автотуриста: мужчин и женщин - по 50%. 78% - в браке, такой же процент имеет детей.
- Основная цель путешествий по автодорогам - это "туризм выходного дня". Дальше (в порядке уменьшения) - "отпуск", "дача" и "по работе".
- "Турист выходного дня" - это 42% мужчин и 58% женщин.
- Возраст: 34% - 36-45 лет, 20% - 46-55 лет, 8% - 56-65 лет, 28% - 18-25 лет (тут посчитали и "автостопщиков"), 27% - 26-35 лет.
- 48% автотуристов проживают (и чаще всего ездят) с детьми до 18 лет. Из них у 45% - один ребенок, 38% - два ребенка, 10% - три ребенка, 6% - четыре и больше. Frontdesk.ru как раз недавно писал в новостях о преференциях для семей, в т.ч.многодетных, на посещение отелей и горнолыжных курортов.
- Основные потребности автотуристов - СКР для ночевки (мотели, гостиницы, кемп-стоянки) через каждые 300-400 км, обязательно с горячим питанием (не фастфудом) и удобствами именно для семей с детьми.
- Особенно стоит призадуматься - и быстро - отельерам и инвесторам в средства размещения Крыма и Краснодарского края: за последние три года интенсивность движения по М-4 в Ростовской области и Краснодарском крае увеличилась на 15-20%. Наибольший рост - в июле-сентябре 2023 года, в сравнении с аналогичным периодом 2021-го: +28-36%.
- Причем инвесторам не стоит игнорировать кемпинги под предлогом "что за прибыль от мест под стоянку автодомов?" В понятие "современный кемпинг" путешествующие на авто россияне включают не только места под палатки и автодома, но и - обязательно - домики хотя бы с минимальными удобствами, оборудованные кухни с местами для приема пищи, душевые, постирочные, а также детскую инфраструктуру. А ведь даже если все это в кемпинге расположено в отдельных строениях или на соседних территориях, услуги такие вполне можно продавать "пакетом", как бы "за ночь на человека/на семью". Особенно если включить в пакет готовое горячее питание.
- Еще один аргумент предыдущему пункту - выявленная целевая аудитория кемпингов: это семьи с детьми, семейные пары, совершеннолетняя молодежь, а также - для многих неожиданно - школьные и туристические группы.
Ну и вишенка на торте: услуги проживания в кемпингах, судя по опросам, могли бы быть сегодня интересны минимум для 8,2 миллионов семей (!), уже путешествующих на автомобиле или предпочитающих частный сектор для размещения. Причем это - самый пессимистичный прогноз. Реалистичный - 22,3 млн семей, оптимистичный - 25 млн семей. А это 26 миллионов человек / 70,7 миллионов / 79,2 миллиона человек соответственно, исходя из среднего состава семьи.
С учетом этого, потенциальная выручка именно от размещения - минимум 208 млрд рублей в год, но может доходить и до 634 млрд рублей.
Напомним, что Правительством утверждена концепция развития автомобильного туризма в России до 2035 года. Пока что в РФ, по данным www.rvland.ru на конец марта 2024 года, при 28 916 семей, являющихся не просто "теоретическими автотуристами", а реальными владельцами специализированной техники для автотуризма, - их ждет в стране всего 407 нормальных кемпингов.
Ранее Frontdesk.ru рассказывал, что российские кемпинги объединят в Лигу и внесут в реестр.