Гостиницы Москвы пока не почувствовали восстановления спроса
Гостиницы Москвы пока не почувствовали восстановления спроса
Ожидавшегося роста загрузки московских отелей не произошло. Аналитики компании Cushman & Wakefield прогнозируют восстановление базового спроса лишь с началом делового сезона осени-зимы 2020 года, но прогноз был сделан до введения новых ограничений
Ожидавшегося роста загрузки московских отелей не произошло. Аналитики компании Cushman & Wakefield прогнозируют восстановление базового спроса лишь с началом делового сезона осени-зимы 2020 года. Однако на фоне новых ограничений в городе этот прогноз кажется слишком оптимистическим, считают участники рынка.
Бойкое для московских отелей начало года было резко остановлено в середине марта масштабными мерами по сдерживанию распространения коронавируса. В итоге загрузка качественного сегмента гостиниц за первое полугодие сократилась на 36,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года и составила 36,2%, сообщает Cushman & Wakefield.
Средняя цена номера в целом по столичному рынку снизилась на 7% и достигла 6073 рублей. При этом гостиницы люксового уровня удерживали тарифы, снижение здесь составило всего 0,2%, а отели высокого сегмента снизили цены в среднем на 3,7%. Гостиницы остальных категорий предпочли расселять врачей (госсектор) по фиксированным тарифам (2200-2500 рублей), что снизило показатели их средней цены на номер на 7-15%.
Еще одно последствие пандемии – на фоне фактической приостановки работы гостиничного сектора все запланированные открытия новых объектов оказались перенесены на второе полугодие 2020 года. По данным Cushman & Wakefield, за восемь месяцев этого года в Москве не открылось ни одной качественной, то есть уровня 3-5*, гостиницы. Кризис заставил девелоперов перенести ввод отелей на осень.
Объем нового предложения по итогам 2020 года может составить 726 номеров (+3,6%) в четырех новых проектах. Если, конечно, проекты решено будет закончить. Учитывая стагнацию гостиничного спроса, вполне вероятно, что их перенесут на 2021 год, считают аналитики Cushman & Wakefield.
Всего сейчас, по их оценкам, в Москве насчитывается 57,6 тыс. классифицированных и качественных средств размещения без учета хостелов и апартаментов. Номерной фонд отелей современного качества – 20,2 тыс.
Как указывается в исследовании, возвращение российской экономики к доковидным показателям состоится не раньше середины 2023 года. Восстановления базового спроса (бизнес-сегмент, в первую очередь, индивидуальный) можно ожидать лишь с началом делового сезона осени-зимы 2020 года. Причем, основной базой будут российские граждане. Групповой сегмент, по всей видимости, будет восстанавливаться дольше – как по причине все еще действующих официальных ограничений на проведение крупных мероприятий, так и из-за всеобщих опасений второй волны коронавируса.
Количество зарубежных посетителей, прибывающих в Москву с деловыми и туристическими целями, до конца года останется минимальным. Для московских гостиниц, в которых доля иностранных клиентов традиционно составляла 40-60%, такое выпадение негативно скажется на базовых операционных результатах.
Таким образом, резюмирует Cushman & Wakefield, нынешний год имеет все шансы стать одним из самых трудных для московских отельеров. Даже после ожидаемого восстановления внутреннего спроса во второй половине года гостиничный бизнес вряд ли сможет вернуться к прежним форматам работы в течение нескольких ближайших лет.
Новые условия функционирования экономики с резко сжавшимся и медленно восстанавливающимся спросом приведут гостиницы к перезапуску бизнеса в условиях снижения рентабельности, заставив управляющих и собственников по-новому формировать штат и сокращать все статьи расходов.
Директор по продажам отелей «Марриотт Тверская», «Марриотт Гранд» и «Марриотт Ройал Аврора» Анна Павлова согласна с выводами аналитиков. «Очевидно, что в этом году просели все гостиницы независимо от категории. Но в каждом конкретном отеле – своя ситуация, – сказала она RATA-news. – Объекты более низкой категории готовы ради объема снижать цены, люксовые – держат ценовую планку».
В сегменте гостиниц 4* идет жесткая конкурентная борьба, здесь можно играть ценой. Благодаря этому загрузка «Марриотт Тверской» составила порядка 60%. Снизить цены могут и большие отели, как, например, «Марриотт Гранд», что позволило ему достичь загрузки в 45%. Но снижение цены всегда идет за счет сервиса, а отель уровня «Марриотт Ройал Аврора» не может себе этого позволить, так как, по словам г-жи Павловой, репутационные потери могут быть больше финансовых приобретений. В итоге загрузка «Авроры» составила 35-40%.
Генеральный менеджер Azimut Hotel Olympic Moscow Светлана Михалевская говорит о серьезном падении загрузки, особенно во втором квартале этого года. «По сравнению с аналогичным периодом прошлого года она снизилась на 20%. Цены урезаны на 30-40%. Едут в основном россияне, индивидуальные туристы, которые хотят спокойно посмотреть столицу в отсутствие толпы вокруг достопримечательностей. Бизнес-туризма практически нет», – уточнила она.
По словам эксперта, прогнозировать восстановление спроса сейчас просто невозможно. «Аналитики Cushman & Wakefield рассчитывают на оживление в конце осени-начале зимы. Но, скорее всего, исследование готовилось до последних решений мэра Москвы о новых ограничениях. Сейчас все выглядит гораздо проблематичнее, чем, например, месяц назад», – заметила г-жа Михалевская.