Раннее бронирование отдыха в России бьёт рекорды, но радоваться рано
Раннее бронирование отдыха в России бьёт рекорды, но радоваться рано
На рынке внутреннего туризма, в том числе, организованного – настоящий бум. Туроператоры констатируют рост спроса во всех сегментах. Продажи турпакетов на морские курорты России по акциям раннего бронирования превышают прошлогодние на 100% в Сочи и 200% – в Крыму. Но, как сообщила вчера журналистам на пресс-конференции в «Интерфаксе» пресс-секретарь РСТ Ирина Тюрина, это не означает, что по итогам года рост в сегменте внутреннего туризма будет таким же весь год. К лету он может сойти на нет, как это уже было в прошлом году.
По ее словам, многие туроператоры, которые прежде работали только на выезд, сейчас стали продавать отдых в России. Отчасти – потому, что снизился спрос на зарубежный отдых. Другая причина – в том, что идет колоссальная «рекламная кампания» внутреннего туризма: заявления представителей власти, разговоры о Сочи и Крыме. Все это реально работает на рост турпотока.
«80% россиян выбирают пляжный отдых в России или за рубежом. На внутренних курортных направлениях рост по раннему бронированию зашкаливает – в Крыму он достигает 200%, в Сочи – 100%. С авансовой оплатой 50% стоимости к началу марта реализовано порядка 30% пляжных туров. Глубина продаж достигает сентября, есть заявки на октябрь. Но говорить, что кризис не затронул этот сегмент рынка, было бы неправильно. Раннее бронирование не отражает общую ситуацию по рынку и не означает, что по итогам года рост будет такой же», – подчеркнула Ирина Тюрина.
Она отметила, что в прошлом году ситуация была такая же: у многих компаний в марте был взрывной рост продаж, к апрелю он упал до 5-6%, к маю спрос находился на уровне 2014 года, а летом оказался даже ниже, чем годом раньше. По итогам года туроператоры по внутреннему туризму ожидают роста потока на 15-20%. По мнению г-жи Тюриной, это хороший показатель, но его не назовешь сенсационным, так как за последние годы меньше, чем на 10-15% в год объемы не росли.
«Получается, что ситуация с Турцией и Египтом подтолкнула интерес к российским курортам, но не настолько сильно, как об этом заявляют чиновники. Кризис заметно сказывается на спросе. Люди считают деньги и едут отдыхать один раз в год, в то время как раньше ездили 3-4 раза. Если укрепится рубль, они тут же снова обратят внимание на зарубежные поездки», – рассказала Ирина Тюрина.
Она напомнила, что, по опыту прошлого года, чем дороже платили туристы за отдых в России, тем чаще они оставались недовольны уровнем сервиса. «Нынешняя ситуация – не столько шанс, сколько экзамен для внутреннего туризма. Например, далеко не все объекты размещения умеют грамотно работать с рынком, с бизнесом. Некоторые отели и санатории, получив клиента от туроператора, пытаются его переманить, чтобы не делиться комиссией».
Говоря о росте цен на российских курортах, Ирина Тюрина подчеркнула, что его не может не быть из-за подорожания всех видов товаров и услуг в стране. «Есть случае давления местных администраций на бизнес, чтобы те не повышали цены. Но с какой стати турпродукт должен дешеветь или даже оставаться на уровне прошлого года, если в стране все только дорожает? Ситуацию с ценами в любом случае будет регулировать рынок», – подчеркнула пресс-секретарь РСТ.
В организованном экскурсионном туризме ситуация похуже, чем пляжном. По словам Ирины Тюриной, спад турпотока на основных экскурсионных направлениях (Петербург, Москва, Золотое кольцо) составил 10%. Помимо кризиса, это снижение связано еще и с политикой школ, которые прежде давали огромный поток экскурсионных поездок по стране. «Сейчас действуют негласные рекомендации не выезжать классами. Учителя и дети хотят поехать, родители заинтересованы в том, чтобы их дети ездили с одноклассниками. Но вышестоящие образовательные учреждения боятся ответственности и запрещают школам групповые поездки. Таким образом теряется большой экскурсионный турпоток по России», – рассказала она.
В то же время, по словам Ирины Тюриной, появился спрос на экскурсионные туры в Абхазию, Крым, Карелию, Псков, Пушкинские горы. И хотя абсолютные цифры невелики, важно, что люди под влиянием шумной рекламной кампании внутреннего туризма стали присматриваться к новым направлениям.
Ирина Сафронова