Турпоток из Китая в Россию замер, как минимум, до середины марта
Турпоток из Китая в Россию замер, как минимум, до середины марта
Китайские туристы не планируют поездки до середины марта, а российские гостиницы не особо их хотят у себя видеть. Отели отказывают в размещении даже туристам из Гонконга и Тайваня из-за реакции других гостей
Зима – низкий сезон для въезда в Россию из Китая, поэтому российских туроператоров, работающих с этим рынком, волнуют не столько потери за первый квартал, сколько предстоящая весна. Если эпидемия коронавируса пойдет на убыль и запрет на поездки китайцев будет снят даже в конце апреля, принимающие компании сумеют отыграть летний сезон, если позже – вряд ли.
Китайские туроператоры сообщают российским партнерам, что до середины марта ждать от них каких-то активных действий не стоит. Они уверены, что открыть границы для выезда организованных групп раньше никак не получится даже при самом благоприятном сценарии. Так что пока турпоток замер. Но это не значит, что на рынке ничего не происходит.
По словам исполнительного директора ассоциации «Мир без границ» Александра Агамова, китайские туроператоры сейчас занимаются возвратом денег за неиспользованные авиабилеты в Россию. «Российские авиакомпании возвращают деньги за билеты полностью, в том числе на рейсы внутри России. Кроме «Аэрофлота», – говорит он. – Национальный перевозчик считает, что должен вернуть стоимость только дальнемагистральных перелетов, то есть из Китая в Россию и наоборот. И доказать ему, что все билеты были приобретены в рамках одного турпакета, пока не получается. Китайские компании несут серьезные потери». Кроме того, по словам г-на Агамова, «Аэрофлот» готов выплачивать компенсации только за билеты с датой до 29 февраля, а дальше – непонятно, хотя глубина продаж гораздо больше.
Выжидательную позицию заняли московские и петербургские отели. «Мы не заметили, что они готовы идти навстречу туроператорам, предлагать более низкие цены в связи с оттоком китайских туристов, – сказал RATA-news управляющий директор компании «Тари-Тур» Игорь Кузьмин. – Транспортные компании, например, проявляют к нам гораздо большую лояльность. Гостиницы себя чувствуют уверенно даже в низкий сезон». Возможно, это объясняется тем, что 2019 год для гостиничного рынка оказался одним из самых успешных. А может быть отели, с которыми работает «Тари-Тур», не слишком ориентированы на китайский рынок и не так сильно от него зависят. Но некоторые московские гостиницы, активно работающие с китайцами, уже выпускают спецпредложения: так, в «Космосе» до 30 марта можно разместиться со скидкой в 20%.
Как считает генеральный директор управляющей компании Cronwell Management Алексей Мусакин, в целом ждать от отелей реакции на отсутствие китайских гостей пока рано. «Гостиницы действительно не беспокоятся, потому что зимой китайский рынок погоды не делает. Так будет, скорее всего, до середины марта. Потом им все-таки придется что-то предпринимать».
Директора по въезду компании «Академсервис» Дмитрия Козлова волнует не столько ценовая политика, сколько поведение отельеров. «Мы не работаем с материковым Китаем, наши туристы – из Гонконга, Тайваня, для них ограничений на зарубежные поездки нет. Но российские гостиницы отказывают им в заселении», – рассказал он RATA-news.
Александр Агамов подтвердил, что таких случаев немало. По его словам, в отелях боятся не столько самих китайцев, сколько реакции других своих гостей на мероприятия по профилактике коронавируса, которые неизбежно проводятся там, где размещаются гости из Китая.
«Тем не менее, в нынешней ситуации Россия заняла гуманную позицию по отношению к Китаю, а также Тайваню и Гонконгу, – пояснил собеседник. – Многие страны отвернулись от Китая, как от прокаженного. Россия же закрыла безвизовый обмен, не выдает электронные визы, но туристическую визу оформить можно, индивидуальные поездки никто не отменял. Впрочем, с окончанием празднования китайского Нового года гостей из этой страны у нас все равно будет очень немного».
В любом случае, по словам Игоря Кузьмина, нынешняя ситуация – не типичная, и разные рынки и игроки реагируют на нее непредсказуемо: «Мы, например, столкнулись с неожиданной обеспокоенностью своих партнеров в соседних с Китаем странах. Они не отменяют пока поездки в Россию, но задают много вопросов об эпидемиологической ситуации, об обстановке в стране. И мы не очень понимаем, как это квалифицировать. Очевидно, что нужны какие-то заявления или сообщения о безопасности туризма в нашей стране уже на официальном уровне».
Директор компании «Царь-Вояж» Елена Ларди, напротив, приятно удивлена тем, что их европейский партнер решил отправить своих туристов не в Китай, как планировал, а в Россию.
Но больше всего повезло компании Russia Discovery. Круизная компания Antarctica 21, агентом которой выступает российский туроператор, из-за отмены китайского чартера вдвое опустила цены на круиз в Антарктиду на 17-26 марта, предложив стоимость от $3 тыс. вместо прежних $6,5 тыс. По словам генерального директора Russia Discovery Вадима Мамонтова, туристы отреагировали моментально. «Интерес оказался просто фантастический. За выходные мы получили более двухсот обращений. Не все предложения подтвердились именно на эту дату, но мы переориентировали туристов на другие дни, тоже по очень хорошим ценам».
Круизы в Антарктиду очень популярны у китайских туристов. По словам г-на Мамонтова, в среднем они составляют не менее 40-50% всех пассажиров, иногда выкупают суда, например, ледокол «Ленин», полностью. «Не знаю, какие штрафы компания Antarctica21 может выставить китайскому оператору, ведь ее потери должны быть очень чувствительны. А мы и наши клиенты только выиграли», – заметил он.