В. Трифонов: Санаторий "Байкал" переживает второе рождение
В. Трифонов: Санаторий "Байкал" переживает второе рождение
Санаторий «Байкал» не самое известное учреждение здравоохранения Иркутской области. Сказывается специфика, ведь он находится на балансе Федеральной службы безопасности. А между тем в системе Военно-медицинского управления ФСБ России санаторий занимает одно из первых мест по оснащению медицинским оборудованием и профессиональному уровню подготовки специалистов.
Сегодня для санатория пришли новые времена: на его базе создаётся современный центр медико-психологической реабилитации всероссийского значения. Решение о создании такого центра было принято в 2006 году, он включён в список объектов, которые получили приоритетное финансирование в рамках реализации межведомственной программы «Медицинское обеспечение специальных служб Российской Федерации на 2007–2010 гг.»
Сейчас в корпусах санатория полным ходом идёт ремонт номерного фонда, они оборудуются в соответствии с современными стандартами гостиничного бизнеса. Одновременно монтируется и вводится в эксплуатацию самое современное физиотерапевтическое и диагностическое оборудование. Слово Валерию Трифонову, начальнику санатория «Байкал»: «Многих приборов, которые находятся в распоряжении специалистов санатория, в Иркутске просто нет. Недавно мы получили комплекс аппаратуры, позволяющей проводить широчайшие исследования в области электрокардио-графии. Это самое современное оборудование, изготовленное во Франции, США, Италии и Германии. Например, у нас установлен новый американский ультразвуковой сканер, с расширенными возможностями в исследовании сердца и сосудов. Это оборудование экспертного класса, позволяющее не просто быстро проводить исследования, но и получать результаты с высокой точностью».
«С установкой нового оборудования наши возможности очень серьёзно расширились, – говорит Денис Камека, врач кабинета функциональной диагностики. – Сегодня мы можем провести обследование примерно 90% отдыхающих, например, провести суточное мониторирование ЭКГ по Холтеру, когда миниатюрный прибор-регистратор записывает кардиограмму в течение суток. Это позволяет нам выявлять большой спектр сердечно-сосудистых заболеваний, таких как артериальная гипертензия и её пограничные формы, ишемическая болезнь сердца, а также нарушение ритмов, внутрижелудочковые блокады».
Главная задача, которая стоит перед коллективом санатория, – восстановить здоровье, поддержать работоспособность и профессиональную надёжность сотрудников служб, обеспечивающих безопасность нашей страны. Справляется ли «Байкал»? Попробуем поинтересоваться у самих отдыхающих.
У дверей кабинета, где установлен компьютерный тренажёр для профилактики и лечения стрессовых расстройств, ожидает процедуры один из пациентов. Андрею – так представился мужчина – 34 года, он прибыл сюда из Екатеринбурга. О своей специальности говорит уклончиво: «Офицер, военнослужащий». Мнение о санатории? «Мне здесь нравится. Внимательный персонал, процедуры дают заметный эффект по восстановлению сил, возвращению нормального психологического состояния. Это то, что надо, ведь я нахожусь на реабилитации после сложной командировки».
Таких отдыхающих – крепких нестарых мужиков с тяжёлым взглядом – в санатории большинство. Стены кабинета стрессового тренинга увешаны сувенирными вымпелами, по которым можно изучать дислокацию спецназа России. Вот наследники легендарной «Альфы» и «Вымпела», управления А и В Центра специального назначения ФСБ, региональные отделы специального назначения, вроде боевых пловцов из мурманской «Касатки», подразделения «смежников» из военной разведки… А вот и вовсе экзотическая эмблема: мамонт под созвездием Большой Медведицы. Это некогда секретная авиабаза полярной авиации в Тикси.
То, что санаторий «Байкал» пользуется популярностью среди специальных служб, закономерно: здесь наработан солидный опыт по адаптации человеческой психики к стрессовым нагрузкам. Этот опыт давался нелегко. Первоначально санаторий принадлежал Четвёртому управлению Минздрава СССР. В годы перестройки сюда на реабилитацию стали направлять воинов-афганцев. Молодые люди, на психологическое состояние которых наложила отпечаток война, часто злоупотребляли спиртным, затевали конфликты. Медикам приходилось искать ключи, вырабатывать соответствующие программы. Кстати, коллектив санатория ведёт серьёзную научную работу, его специалисты имеют многочисленные работы как в области общей физиотерапии, так и по проблемам медико-психологической адаптации.
Сейчас в распоряжении медиков находятся апробированные методики. Одним из главных принципов стал подход к формированию морального климата в санатории. Участникам боевых действий противопоказано «замыкаться» в кругу таких же обожённых войной, наоборот, сейчас стараются направлять вместе с ними на отдых жён и детей. Заодно это даёт возможность оказать психологическую помощь членам семьи: ведь те, кто остаются дома, тоже испытывают стресс. В горячей точке боец находится в кругу однополчан, он вооружён – и автоматом, и пониманием необходимости выполнения конкретной боевой задачи. А его близким выпадают бессонные ночи и тревожные новости по телевизору. Вот и получается, что необходима семейная реабилитация.
Валерий Трифонов подчёркивает, что с открытием Всероссийского центра медико-психологической реабилитации его двери не будут закрыты для других отдыхающих. По словам Валерия Трифонова, начальника санатория «Байкал», помимо основной категории отдыхающих, сотрудников ФСБ и членов их семей, за последний год здесь отдохнули 120 иркутян, 180 человек из Читинской области и Бурятии. Методики специалистов санатория востребованы там, где на психику человека падают пиковые психологические и физические нагрузки. Сегодня у предприятия заключены договоры с Восточно-Сибирской железной дорогой, с аэронавигацией, с нефтяными компаниями. Бывают в санатории и особо важные персоны, например, в прошлом году в «Байкале» отдохнул курский губернатор Александр Михайлов.
Помимо медицинской части санаторий «Байкал» – это мощный (по меркам Иркутского района) хозяйственный организм. Его территория занимает площадь 62 гектара, он является крупным работодателем: в здравнице на разных должностях трудится свыше 200 жителей посёлка Листвянка, которые стабильно получают заработную плату. «Байкал» является крупным плательщиком в бюджет муниципального образования. Как государственное учреждение, санаторий неукоснительно придерживается норм и требований закона, в частности – относительно соблюдения природоохранного режима территории. «Даже когда у нас в результате штормового ветра происходит вывал леса — а на нашей территории много кедра, — то мы сначала приглашаем лесников, составляем соответствующий акт и только потом приступаем к уборке». Недавно в «Байкале» побывала очередная проверка Роскомприроды, которая подтвердила, что нарушений режима не обнаружено.
По словам Валерия Трифонова, руководство санатория ФСБ РФ всегда старается найти взаимопонимание с местной администрацией: «Хоть мы и федеральная структура, раз мы живём на территории муниципального образования, значит, у нас должны быть нормальные, рабочие отношения. Месяц назад я встречался с мэром Иркутского района, мы обсудили наши предложения по реорганизации очистных сооружений посёлка Листвянка. Мы – санаторий и наша вышестоящая организация – готовы принять долевое участие в строительстве очистных. Сейчас ждём конкретных проектных обоснований и смету». «Если есть какие-то проблемные точки, – считает Валерий Трифонов, – как правило, они решаемы в цивилизованном диалоге. Мы готовы сотрудничать с департаментом туризма, с туристическими фирмами». В то же время, по мнению Трифонова, есть пределы, которые руководство санатория перешагнуть не в силах: «Земля, на которой находится санаторий, является государственной федеральной собственностью, и нам она передана в бессрочное управление». Со своей стороны, Валерий Трифонов уверен, что появление в Листвянке Всероссийского центра медико-психологической реабилитации даст новый стимул развитию и Листвянского муниципального образования, и Иркутского района в целом.
Источник: Восточно - сибирская Правда