Ввод в эксплуатацию брендированных гостиниц в РФ сократился почти впятеро
Ввод в эксплуатацию брендированных гостиниц в РФ сократился почти впятеро
Компания JLL проанализировала активность гостиничных рынков России, СНГ, Украины, Грузии и Прибалтики по открытию брендированных объектов в первых двух кварталах 2019 года, а также планы операторов до конца года. Согласно полученным на конец июня данным, в регионе появилось чуть более 1,7 тыс. брендированных гостиничных номеров - всего 22% от заявленного на 2019 год нового номерного фонда.
Уточним, что это - самые низкие темпы ввода как минимум за последние четыре года. Ведь к середине 2018 года упомянутый показатель равнялся 39% от плана, 2017-го – 34%, 2016-го – 35%. К тому же, по количеству номеров отставание от прошлого года является более чем двукратным (в прошлом году к этому моменту вышло около 3,8 тыс. номеров).
Основной причиной такой динамики руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер считает резкое падение темпов открытия брендированных гостиниц в России: за первое полугодие в РФ появилось всего 624 брендированных номера, что почти впятеро ниже рекордного показателя «предфутбольного» первого полугодия (в 2018-м), когда рынок увеличился на 2,8 тыс. номеров. Однако, по мнению эксперта, данная ситуация не свидетельствует о снижении интереса мировых гостиничных брендов к российскому рынку; скорее, инвесторы выжидают, пока рынок «переварит» изобилие номеров, появившихся к Чемпионату мира 2018.
Тем более что сами бренды лишь чуть скорректировали свои планы в сравнении с заявленными ранее, уменьшив объемы всего на 42 номера. Общее количество ожидаемых в 2019 году новых номеров составит 7,9 тыс., из них в РФ – менее четырех тыс.. Причем если в регионе в целом показатель будет близок к прошлогоднему (+8 тыс. номеров), то в России даже если все анонсированные проекты реализуются – объемы сократятся почти на треть (по сравнению с 5,7 тыс. номеров в 2018-м).
Что касается «разбивки» по городам, то лидерство удерживает Москва: в 2019 году заявлено 860 новых номеров, из них 223 уже введены в эксплуатацию в первом полугодии. Вторым в тройке «лидеров» стал Тбилиси: Грузия, которая последние годы бьет все рекорды по привлекательности как туристическая дестинация, по-прежнему интересна международным брендам. И там до конца года ожидается 601 новый номер. Третьим «финалистом» оказался Краснодар с запланированными, но пока не открытыми 588 номерами.
Топ-3 самых популярных городов в России с точки зрения гостиничных «новинок» в 2019 году – Москва, Краснодар, а также Сочи. Любопытно, что в Санкт-Петербурге на этот год вообще не запланировано открытие новых брендированных отелей.
Что касается лидерства среди брендов, то фаворитами в регионе остаются Marriott International (2600 номеров), Wyndham Hotels & Resorts (1200) и IHG (менее 1000). На российском рынке Marriott International также держится на верхней строчке рейтинга: 1600 номеров. Второе место – у активно осваивающего регионы Azimut Hotels (820), третье – у IHG (645).
Ну а самым активным оператором с точки зрения процента введенных к «экватору» года номеров оказался Accor (68% от заявленных на год, или 507 номеров). За ним следует IHG (38%, или 374 номера), замыкает же тройку лидеров Hilton Worldwide (22%, или 207 номеров).
Особо отметим Radisson Hotel Group, которая уже полностью выполнила свой годовой план на 2019 год, запустив Radisson Collection Hotel на 141 номер в грузинском поместье Цинандали и Radisson Riga Old Town на 60 номеров в Латвии.
Татьяна Веллер пояснила, что география осваиваемых брендами стран и городов в регионе заметно расширяется. Появляются направления, давно не наблюдавшиеся на карте открытий JLL: Молдавия, Киргизия, Таджикистан. Вернулась девелоперская активность и в Казахстан, причем если там вовремя откроются все запланированные 886 номеров – будет побит рекорд за четыре года, включая период активной подготовки к Эскпо-2017 в Астане (теперь Нур-Султан).
Ожидают появления новых гостиниц и все страны Балтии, самый высокий показатель тут – у Латвии (с 400 новыми номерами). Еще из интересных открытий упомянем два горнолыжных курорта, которые получат свои первые брендированные отели: в Шымкенте появится Ramada, в Гудаури – Best Western. Аналогичный «подарок» ждут еще два города: российский Баден-Баден – Кисловодск (там также в 2019-м появится первая брендированная гостиница, и тоже Ramada), и Благовещенск, где появится Mercure на 90 номеров.
«Продолжается диверсификация предложения брендов на рынке. В числе новых для региона концепций – ребрендированный в первом полугодии в Curio Collection by Hilton московский Chekhov Hotel, запланированные AC by Marriott в Москве и Риге, а также Wyndham Grand в Тбилиси, - конкретизировала Татьяна Веллер. - Основных трендов гостиничного рынка сегодня три: замедление ввода объектов в эксплуатацию именно в РФ, что вполне ожидаемо после подготовки к приему мундиаля в 2018 году; повышение активности брендов в остальных государствах региона; превалирование в планах операторов отелей средних ценовых категорий, рассчитанных на массовый туризм или локальный деловой спрос».