Хабаровские гостиницы подсчитывают "звёзды"
Хабаровские гостиницы подсчитывают "звёзды"
Как известно, во всем мире класс гостиницы определяется символом "звезды". Две звездочки означают скромный приют для туриста, три - повышенный уровень комфортности, четыре - высший класс, ну а пять - уже что-то запредельное.
В России закона, обязывающего гостиницы пройти классификацию по "звездам", нет. Но еще в июле 2005 года правительство РФ выдало распоряжение о едином государственном стандарте для добровольной классификации гостиниц - весьма солидный перечень критериев, которым необходимо соответствовать, чтобы получить категорию звездности - от одной до пяти, как и везде. Официальным органом, наделенным правом присваивать категорию, является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Критерии соответствуют мировым стандартам.
Не настаивая на классификации, правительство выдало бизнесменам "пряник": те гостиницы, которые получат официальную категорию звездности, будут включены в реестр отелей, имеющих право на работу с иностранцами, а также получат прописку в мировом каталоге. В Москве, курортных и туристических центрах России каждая гостиница стремится попасть в эти списки, а потому аттестации идут активно.
Для Хабаровского края, который определил одним из направлений своего развития въездной и транзитный туризм, звездный статус гостиниц тоже может стать существенным козырем. Одно дело, когда где-то на презентации в Японии или Республике Корея мы рассказываем, какие у нас замечательные апартаменты, но бормочем нечто невнятное насчет официальной звездности отелей. Другое дело, когда можно солидно заявить, что в краевой столице, скажем, три гостиницы по три "звезды", две - по четыре, и еще парочка пяти-звездных.
Но наши гостиницы не спешат войти в этот звездный круг. Единственная компания, которая за два года прошла официальную классификацию, причем не только в крае, а во всем Дальневосточном округе, - ОАО "Интур-Хабаровск". В январе 2007 года гостинице "Интурист" официально была присвоена категория "три звезды". Предположение, что все остальные подобные заведения Хабаровска и края "не тянут" на "звезды", не совсем корректно. Наше маленькое исследование показало, что как минимум десять гостиниц могли бы получить официальную и престижную категорию. Но предпочитают оставаться "подпольными" дворцами для приезжих.
Первая причина, по которой предприятия не торопятся пройти классификацию, - это ее дороговизна. Несмотря на то, что непосредственный взнос составляет порядка 1,5 тысячи долларов за 100-местную гостиницу, реально потратить на процедуру надо куда больше. Сергей Невейкин, заместитель гендиректора ОАО "Интур-Хабаровск", курирующий гостиничное хозяйство, сообщил, что компании вся процедура обошлась в 150 тысяч рублей. Необходимо пригласить высокую комиссию из Москвы: оплатить билеты, проживание и питание, командировочные и саму работу.
Вторая причина - неторопливость. Такие гостиницы, как "Али", "Версаль", "Абриколь", по мнению экспертов, давно уже могли бы получить высокую категорию звездности, но не считают этот вопрос принципиальным. Третья причина - вопрос престижа. Скажем, всем известный бизнес-центр "Парус", в котором останавливались генсеки и президенты, премьеры и финансовые магнаты, оснащенный по последнему слову гостиничной техники, со всем своим лоском и замечательной кухней может не вписаться в пятизвездочную категорию из-за какой-то мелочи (скажем, метраж парковки), а потому предпочитает не иметь официального класса, подчеркивая свои наиболее сильные стороны.
- Мы, признаться, тоже думали, что "потянем" на четыре "звезды", - говорит Сергей Невейкин.
- Гостиница оказывает порядка 200 видов услуг, все номера оснащены фирменными туалетными принадлежностями: гели, шампуни, шапочки, зубные щетки и паста, бритвенный прибор, мыло - все в упаковке с эмблемой. С кондиционированием, соблюдением температурного режима (не ниже 18 градусов) тоже все в порядке. Приточно-вытяжная вентиляция есть, система противопожарной безопасности современная, технология уборки - тоже. Персонал знает не два иностранных языка, как требуется, а три (английский, японский, китайский). В каждом номере ванная, телевизор с набором каналов, Интернет, международный телефон. Открыт бизнес-центр, откуда можно отправить факс, сделать ксерокопию. Сауна с бассейном - это дополнительные очки. С требованиями попроще тоже никаких проблем. Количество полотенец определенной плотности, определенная освещенность, размер кровати, ковролин или паркет с прикроватными ковриками, определенное количество стульев, кресел, светильников. Ручка, бумага, конверт. В общем, все, что угодно.
Но внимательно изучив документы, мы поняли, что не проходим по некоторым ключевым моментам. В четырех-звездной гостинице ванная комната должна быть 6 метров, а у нас - 4. Номер должен быть 24 квадрата, а у нас - 18 квадратных метров. И не можем это изменить. Потому что само здание такое. Для повышения уровня звездности нужно делать большую реконструкцию.
Ну и решили, что Бог с ним, пусть будет официально "три звезды", а повышенный уровень сервиса станет приятным сюрпризом для клиентов. В конце концов, во всем мире более всего востребованы именно трехзвездочные отели. Для тех, кому нужны шикарные условия, есть четыре "люкса" и девять "студий", которые аттестованы все той же комиссией по мировым стандартам.
Комиссия, которая приехала из Москвы, осматривала все очень скрупулезно и придирчиво. Проинспектировали все номера, обращая внимание даже на плотность туалетной бумаги и как она оформлена, наличие ручки безопасности в ванне и прочие мелочи. И уже из Москвы прислали бумаги о присвоенной категории.
Сертификат мы повесим в уголке потребителя, а специальная доска со звездами из красного дерева украсит вход в гостиницу, говорит Сергей Николаевич. В рекламных буклетах "звезды" уже отражены, и название "Интурист" входит в базу данных гостиниц мира.
Многие гостиницы Хабаровска строились во времена, когда звездность считалась буржуазным предрассудком. Потому и с размером номеров проблемы, и с необходимыми авто-парковками, и с современными технологиями уборки. Скажем, в 45звездочных гостиницах вместо пылесоса должна быть единая вакуум-система, куда вся пыль и мусор удаляются. Попробуй вмонтировать ее в здание 50х годов постройки.
Мы будем способствовать получению класса звездности, говорит председатель ассоциации отельеров Хабаровского края Ирина Худякова.
В ассоциацию объединились 10 наиболее известных предприятий "Интурист", "Аметист", "Парус", "Саппоро", "Версаль", "Амур", "Абриколь", "Онега", "Ерофей", "Восход", а также вузы, которые готовят специалистов гостиничного бизнеса, и ряд компаний-партнеров. Объединившись, отельеры рассчитывают привлечь больше иностранных клиентов, повысить общий уровень гостиничного бизнеса в крае. Ассоциация уже принимала участие в международных мероприятиях и четко поняла, что официальная категория звездности серьезно влияет на восприятие иностранных компаний.
По мнению коллег, несколько гостиниц вполне могут претендовать на "три звезды", "четверку" могут получить "Версаль" и "Абриколь". По старой классификации "Али" проходила на 5 звезд, и вполне реально, что получит их по новой системе: размеры, уровень сервиса, необходимый шик присутствуют. А то, что гостиница небольшая там всего 20 с небольшим номеров на уровень звездности не влияет.
Как сообщила нам Ирина Худякова, сегодня ассоциация отельеров работает над тем, чтобы аттестовать краевых специалистов на право оценивать уровень гостиниц. Возможно, таким образом удастся снизить издержки на прием московских комиссий. Пока же по следам "Интуриста" идет только комсомольская гостиница "Дземги" она намерена получить категорию звездности в ближайшее время.
Как сообщили нам в управлении туризма минэкономразвития края, в Хабаровском крае 97 "коллективных средств размещения", среди которых 3/4 общего пользования, 1/4 специ