Хостелы: путешествие налегке
Хостелы: путешествие налегке
Хостел, как сегмент рынка пока не получил достаточное распространение в России – по разным причинам. В первую очередь, конечно, это низкий уровень дохода целевого сегмента – студенчества, отсутствие программ развития, недостаточное понимание работы в сегменте. Тем не менее, в отдельных случаях и в отдельных городах этот формат гостиниц уже составляет определенную конкуренцию отелям нижнего сегмента. О том, как зародилось такое явление как хостел и что из себя представляют хостелы в мире и России пойдет речь в этой статье.
История
Основателем направления хостелов принято считать немца Ричарда Ширманна, который в 1909 г., путешествуя с учениками, останавливался для ночевок в школах, которые пустовали во время каникул. На ночь вся мебель из классов сдвигалась в угол или вообще выносилась, а на пол клали мешки с соломой, на которых, собственно, и ночевала путешествующая молодежь. Чуть позже, в 1912 году, Ширманн организовал первый полноценный хостел (Jugendherberge) в замке постройки двенадцатого века – Алтены (Вестфалия), который действует и в наши дни.
Будучи основателем и идеологом хостел – движения Ширманн, вместе с единомышленником Вильгельмом Мюнкером в 1919 году сформировал Немецкую молодежную ассоциацию хостелов (German Youth Hostel Association). Кстати, впоследствии, в 1962 году международная ассоциация хостелов издала в Копенгагене биографию Ширманна под заголовком «The first youth hosteller».
Хостел движение приобрело множество последователей. Уже в 1932 году было объявлено о создании Международной федерации Молодежных Хостелов (International Youth Hostel Federation) в Амстердаме. В Федерацию на тот момент входили представители Швейцарии, Польши, Англии, Голландии, Франции, Дании, Чехословакии, Ирландии, Бельгии и, разумеется, Германии – возглавил Федерацию сам Ричард Ширманн, который, впрочем, был вынужден уйти в отставку в 1936 году в связи с настоятельной рекомендацией немецкого правительства. На сегодняшний день приблизительное количество хостелов по всем миру оценивается в пять тысяч, хотя точное количество посчитать совершенно невозможно. Это связано с тем, что некоторые хостелы часто появляются и исчезают спонтанно или работают только определенное время в году.
Особенности ведения бизнеса
Бизнес – модель хостела ориентирована в первую очередь на молодежь, преимущественно студентов. Большой толчок развитию хостел движения в прошлом веке стали так называемые backpackers – туристы, путешествующие только лишь с рюкзаком за плечами и стремящиеся посетить максимальное количество мест за одну поездку. Этот сегмент туристов приобрел особенную популярность в 60-70е годы, совпадая с расцветом культуры хиппи. С появлением более дешевого транспорта, в том числа авиакомпаний – лоукостеров, хостел движение только укреплялось.
Основной чертой целевого гостя хостела нужно назвать планирование поездки без участия посреднических компаний – туроператоров и турагентов. Более того, студенты и backpackers часто не имеют изначально четкого маршрута путешествия или могут изменять его в процессе. Это серьезно меняет политику продаж в отношении потенциальных гостей, выстраивая ориентиры на прямые продажи. Исходя из этого выстраиваются системы поощрения и работа с каналами продаж. Основной путь получения информации о хостеле – сарафанное радио и отзывы в интернете (блогах, форумах и интернет сообществах).
Отличия от отеля
Основные отличия хостела как средства размещения заключаются в первую очередь в их доступности и минимальном оснащении. Как правило, в хостеле арендуется не комната, а место, за исключением случаев, когда всю комнату снимает одна компания. Встречаются ситуации, когда персонал хостела сам проживает в нем, что дает возможность собственнику минимизировать расходы на персонал. Иногда потенциальный гость может получить размещение на небольшой срок, выполнив определенную работу на объекте (уборка, стирка и т.п.).
В среднем, в номере хостела располагается от 2 до 7-8 мест, если речь идет о комнате или блоке. Однако существуют так называемые dormitories – комнаты на 10 – 20 человек с общими удобствами в коридоре. Такая особенность ярко отражается на соотношении RevPAR и RevPAC, которое сильно отличается от классического отеля.
Хостел, как правило, предусматривает возможность приготовления пищи самостоятельно, хотя и многие объекты предлагают завтрак (включенный или за отдельную плату). Не редкостью является отдельная оплата постельного белья, как в поездах дальнего следования.
Большое количество незнакомых людей накладывает на владельцев хостела обязательство по организации камеры хранения или персональных шкафчиков, доступ к которым должен быть только у гостя, который хранит там вещи.
Хостел в обязательном порядке должен иметь отдельные номера для мужчин и женщин. Иногда, организаторы хостела решают вопрос смешанных комнат с помощью специальных помещений для переодевания, однако, в большинстве случаев, комнаты все-таки разделяются по половому признаку.
В каждом хостеле организуются места для общения – комнаты большой площади, где постояльцы могут знакомиться, обмениваться друг с другом информацией, коммуникация в отличие от отеля здесь является одним из условий пребывания.
Кроме всего прочего, хостел должен озаботиться комфортным уровнем звука для своих гостей. Большое количество молодых активных людей на сравнительно небольшой площади производит немалое шумовое загрязнение, что требует дополнительной шумоизоляции, отличной от классического отеля. Многие из хостелов предоставляют своим постояльцам беруши – бесплатно или за символическое вознаграждение.
Мировая практика
Во многих европейских университетах практикуется временное использование студенческих общежитий в качестве хостелов, в том случае, если каникулы длятся более недели. Однако в некоторых странах Восточной Европы существуют хостелы, ориентированные только на тургруппы. В Европе очень популярны туры по всему континенту среди выпускников ВУЗов, которые едут в так называемый «прощальный тур» перед тем как устроиться на работу. С этим связана высокая нагрузка на хостелы в летний период (с мая по сентябрь). Вообще, сезонность хостелов достаточно прозрачна и легко прогнозируема в том случае, если есть четкое понимание студенческой жизни и маршрутов молодежи. Это обеспечивает определенную стандартизацию работы и некоторые хостелы намеренно рафинируют свой сегмент не допуская лиц, старше определенного возраста (например в Баварии возраст постояльца хостела ограничен 26 годами). Случается, что некоторые объекты работают только с мая по сентябрь, а в остальное время закрыты или используются для других целей.
Отдельные хостелы и цепочки можно найти не только на Европейском континенте или в Америке, но и в других частях Света. Так, сетевые хостелы распространены в Кении, Марокко, Пакистане и многих других странах.
Сообщества
Как гостиничный объект, хостел имеет достаточно четко определенную целевую аудиторию. Это обуславливает создание тесно связанных сообществ, которые обеспечивают функционирование хостел движения. В данный момент в мире насчитывается 87 национальных организаций молодежных хостелов, включающих в себя более 4000 хостелов по всему миру. Наиболее известное сообщество – IYHF сейчас находится под покровительством ЮНЕСКО. Находясь в статусе некоммерческой организации, IYHF разработало стандарты для этого сегмента, а также разрабатывает учебные программы. Федерация является консервативным органом и жестко курирует работу хостелов, входящих в нее.
Задачи, которые сами для себя определяют сообщества – улучшение образования молодых людей всех наций, в особенности тех, кто не располагает большими средствами к путешествиям, обеспечение их местами для проживания в стремлении познать культуру и особенности других стран и народов. Вообще, отсутствие в хостеле приватного пространства поощряет гостей к общению, а следовательно – совпадает с целями, которые декларируют международные сообщества.
Сообщества хостелов есть и в России (Hostelling Russia), Украине (Hostelling International Ukraine) и других странах СНГ. Российское сообщество хостелов было организовано в 1992 году. Такие сообщества играют большую роль в работе хостелов, поскольку, как мы уже говорили, большая часть маркетинга зависит именно от подобных консорциумов. Кроме того, хостел, аккредитованный IYHF проходит тщательную проверку, что дает возможность потенциальным гостям быть уверенными в качестве услуг. Ну и конечно, участие в сообществе обязывает хостелы предоставлять скидку в среднем 5-10%.
Для хостелов, входящих в международную федерацию действуют стандарты работы, которые являются фактически основным документом индустрии (скачать). Они регламентируют основные положения о функционировании хостелов, их оснащении, работе с персоналом и гостями.
Россия
Иностранные студенты, путешествующие по Европе и решившие посетить Россию как правило начинают поиск возможного размещения как раз с хостелов. Конечно, если говорить о наиболее посещаемых турцентрах – Москве и Санкт Петербурге, то найти хостел можно через входящее в международное сообщество Hostelling Russia, однако в списке городов кроме двух столиц только Владимир. Поиск хостелов в других регионах возможен через сервис Hostelworld.com, но выбор также невелик. Так, в Екатеринбурге с численностью населения почти в полтора миллиона человек представлено всего три хостела. Этот показатель существенно ниже среднеевропейского. В Калининграде, наиболее близком к Европе городе в сервисе представлен вообще только один хостел. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, в России наибольшее количество хостелов сосредоточено в Иркутской области, преимущественно на побережье озера Байкал. Первый хостел открылся в Томске.
Российская специфика хостелов такова, что они в большинстве случаев вступают в конкуренцию с нижним сегментом классических отелей, что нетипично для западной модели, где фактором выбора хостела является не только цена, но и другие факторы – мобильность, свобода коммуницировать, атмосфера толерантности и дружелюбия. Поэтому, российские хостелы, как правило дороже своих европейских и американских аналогов.
Бизнес хостелов тесно связан с развитием молодежного туризма и активности студенческих организации. Это одна из причин, которая тормозит развитие хостелов в России. Международные программы, подобные ISIC, WYSETC или European Youth Card не развиты в нашей стране, равно как и национальные студенческие сообщества, позволяющие получать значительные дисконты при путешествиях. В некоторых отелях, в частности в Германии, могут не поселить Вас без предъявления карты ISIC. Кроме того, следует отметить и тот факт, что доходы российских студентов не позволяют им путешествовать куда и когда заблагорассудится.
Таким образом, сегмент хостелов – один из наиболее интересных сегментов гостиничного бизнеса, четко сфокусированный на своего потребителя сейчас не находит должного распространения в России. Мнения экспертов по поводу будущего этого бизнеса расходятся, однако появление новых объектов дает надежду на то, что стоит ожидать как минимум увеличения числа хостелов в стране, а как максимум – развитие самостоятельного крупного направления в отрасли. Хочется верить, что это будет связано с ростом благосостояния нашей молодежи.