Лекарство от «звездной болезни»

Мар 22, 2007 | 1627 просмотров |

Лекарство от «звездной болезни»

Поволжские отельеры инвестируют в мини-отели, не вступая в конкуренцию с федеральными и иностранными игроками, приводящими свои гостиничные брэнды в наш макрорегион. Такой формат позволяет местным бизнесменам выйти на растущий рынок при минимальных рисках.

Собственники самарского мини-отеля «Ост-Вест» с гордостью говорят о создании собственной гостиничной сети. Недавно они открыли в областном центре второй «Ост-Вест». Гостиница на 28 номеров заняла три первых этажа самарского жилого комплекса «Седьмое небо». Сейчас отельеры приступают к расширению своей первой гостиницы, расположенной на Третьей просеке Самары (район Волги). Там запланировано расширение гостиничного комплекса на 20 номеров. Параллельно компания ведет поиск новых площадок и изучает возможность выхода в другие города-миллионники — в том числе в Казань и Екатеринбург.

Зашли случайно
Михаил Ильин, управляющий «Ост-Веста», говорит, что в гостиничный бизнес собственники отеля пришли «случайно». «Первый отель мы открыли просто для пробы. Руководствовались впечатлением, что гостиниц в Самаре не хватает. Например, приглашая своих партнеров, мы нередко сталкивались с проблемой их размещения», — рассказывает он. В итоге самарские бизнесмены выкупили здание на Третьей просеке, которое строилось под очередной коттедж, и приспособили его под гостиницу. Открывшись в 2001 году, «Ост-Вест» располагал всего 11 номерами (сейчас их 18). Впоследствии рядом был построен второй корпус, летняя беседка, куплен катер для прогулок и рыбалки — гостиница стала обрастать инфраструктурой. И постоянными клиентами: по словам Михаила Ильина, сейчас среднемесячная загрузка отеля составляет 75−80%. Основные постояльцы — бизнесмены, поэтому пиковая загрузка приходится на будни — с понедельника по пятницу.

Рассчитывая обслуживать и турпоток, инвесторы «Ост-Веста» теперь присматривают площадки в центре города и далеко за его пределами — в традиционно туристических зонах: в Жигулях, на Волге. Михаил Ильин отмечает, что уже профиль второго самарского отеля сети будет шире, чем у предшественника. Помимо традиционных для «Ост Веста» клиентов, он будет ориентирован и на туристов.

Ужиться с соседями
Руководство сети, так же как и большинство работающих в сфере гостиничных услуг, считает, что этот рынок в большинстве городов-миллиоников еще не насыщен и переживает период роста, так что в ближайшие два-три года конкуренции здесь не предвидится, несмотря на то, что в мини-отели намерено вкладываться все больше инвесторов. Например, подобными планами относительно Самары, Саратова и других городов поделился с журналом «Эксперт Волга» саратовский ресторатор Александр Благодаров. Сейчас бизнесмен подбирает площадки под будущие гостиницы. Проект создания сети небольших отелей развивает и нижегородская компания «Автоград». По словам ее директора Алексея Опарина, будет построена сеть трехзвездочных мотелей на 30−40 мест на пяти основных автомобильных маршрутах Нижнего Новгорода.

Таким проектам бояться нечего, считает Михаил Ильин. Он уверен, что мини-отели уживутся друг с другом, даже если будут располагаться по соседству. Так, он обращает внимание на то, что второй «Ост-Вест» был открыт рядом с двумя такими же отелями — «Корона» и «Экватор».

Впрочем, уверенность в том, что мини-отелям конкуренция не грозит, разделяют далеко не все. Так, Сеpгей Тарасов, руководитель отдела маркетинга HELIOPARK Group (управляет гостиничной сетью из 15 отелей, из которых 11 действующих и четыре строящихся, в том числе рекреационный комплекс с отелем класса четыре звезды и яхт-клубом в Борском районе Нижегородской области), считает, что малоформатные гостиницы будут востребованы только до появления крупных отелей в том или ином регионе. То есть в течение ближайших двух-трех лет — за это время в поволжских «миллионерах» откроются отели федеральных и мировых сетей (см. «Оживление на reception» в №5 журнала «Эксперт Волга» за 2007 год).

В ответ на это операторы мини-гостиниц заявляют, что они не конкурируют с крупными гостиницами, довольствуясь своей нишей. «Когда строился самарский Renaissance (находится выше по просеке, на которой располагается ‘‘Ост-Вест’’. — Прим. ред.), весь его менеджмент жил у меня, — рассказывает Михаил Ильин. — Мы не считаем крупные отели своими конкурентами, у нас разная клиентура именно потому, что мы предлагаем совершенно другую, домашнюю атмосферу». Елена Полищук, заместитель управляющего гостиницей «У домика Петра» в Нижнем Новгороде, тоже подчеркивает, что небольшие гостиницы всегда будут востребованы в большом городе, куда приезжают люди с разным достатком и разными потребностями. Как правило, операторы мини-отелей не считают нужным ни сертифицировать их, получая «звезды», ни проводить помпезные презентации и пиар-кампании, считая, что это прерогатива больших отелей.

Мини-отели с мини-ценами
По данным Департамента развития туризма Самарской области, в столице региона более половины гостиниц (а их, по подсчетам чиновников, примерно 55) — это мини-отели до 20 номеров в каждом (см. график). Они считаются наименее рискованным вариантом вложения средств в индустрию гостеприимства. Прежде всего потому, что рисковать тут приходится сравнительно небольшими суммами. При схожих затратах на внутреннюю отделку номеров (например, в один номер «Ост-Веста» вложено 700 долларов), стоимость строительства мини-отеля гораздо ниже, чем масштабного гостиничного комплекса.

Но в остальном риски мини-гостиниц аналогичны рискам больших отелей, отмечает Сергей Тарасов. А могут быть даже выше. Например, малоформатным отелям сложнее выйти на расчетную норму прибыли. Во-первых, по словам г-на Тарасова, они ограничены в возможностях — их доходы формируются в большей степени за счет прибыли от номерного фонда, тогда как гостиницы крупного формата зарабатывают на дополнительных услугах и инфраструктуре. Во-вторых, сам формат мини-отелей подразумевает низкие цены, а выдерживать их как раз и не удается. «Тарифная политика мини-отелей не может равняться на политику крупных гостиниц. Но цены за проживание в них не намного ниже, чем в больших отелях, особенно в городах, где спрос на гостиничные услуги велик», — отмечает Сергей Тарасов. Нижегородский отельер Дмитрий Володин (гостиницы «Жук Жак» и «Никола Хаус») полагает, что экономика малых отелей будет ухудшаться. «Издерж-ки владельцев по их содержанию постоянно растут, в то время как стоимость номера не может выходить на уровень бизнес-отеля и держится в пределах 70−80 долларов. Поэтому, скорее всего, этот сегмент будет постепенно сокращаться, а нишу туристских отелей с повышением уровня комфортабельности займут бывшие советские гостиницы», — прогнозирует он.

Стремясь снизить риски, операторы мини-отелей развивают дополнительные сервисы. Например, к услугам клиентов второго самарского «Ост-Веста» ; предусмотрены конференц-зал и фитнес-клуб.

Еще одним вариантом развития мини-гостиниц называется снижение издер-жек. ; Именно поэтому, говорит Михаил Ильин, в Европе мини-отели — это в основном семейный бизнес, в котором работают сами хозяева. «Возможно, в ближайшем будущем к этому придут и в России», — говорит он.

Протиснуться в центр
Половина успеха отеля зависит от его местоположения. У инвесторов мини-гостиниц гораздо больше шансов разместить свой проект в самом «рыбном месте». Мини-отелю легче найти место в престижном и привлекательном для гостей города (и туристов, и бизнесменов) центре, да и антураж гостиницы от этого только выиграет. Например, нижегородская гостиница «У домика Петра» своим названием подчеркивает эксклюзивность своего положения: она находится рядом с историческим памятником — домом, где останавливался Петр I.

Но пока развитию небольших отелей в центре мешает высокая стоимость земли. По словам Дмитрия Володина, сегодня строительство и оборудование 1 кв. м четырехзвездочного отеля на 30 номеров в исторической части города, с учетом расселения жителей сносимого здания (а свободных площадок в центре нет), подключение его к сетям, а также остальные мелочи, включая покупку простыней и полотенец, обойдутся в сумму, превышающую 90 тыс. рублей. При нестабильной загрузке одноместный номер в таком отеле, продолжает г-н Володин, должен стоить не меньше 3,4 тыс


 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.