Мини-отели Санкт Петербурга устали выживать
Мини-отели Санкт Петербурга устали выживать
В одном из своих выступлений Президент РФ запретил «кошмарить» малый бизнес. Несмотря на это, его представители по-прежнему находятся в наиболее уязвимом положении. Не стали исключением и мини-отели, впервые появившиеся в Петербурге еще в 90-е годы. Сейчас город – лидер в этой сфере, на его территории насчитывается более 800 малых гостиниц. Данный сектор составляет примерно 25% номерного фонда Петербурга и дает работу более 15 тысячам людей. Деятельность малых форм размещения регламентирована Жилищным законодательством, однако отдельного закона по мини-отелям до сих пор нет.
Закон поставят в очередь
Правовая неопределенность приводит к систематическим стычкам с надзорными и контролирующими органами, что ставит под угрозу дальнейшее развитие бизнеса. Какой закон нужен гостиницам малых форм размещения? Какие положения он должен содержать? Эти и другие вопросы обсуждали участники круглого стола, организованного редакцией «Бюллетеня Недвижимости».
Модератор: Насколько мне известно, до сих пор нет никакого законодательства, которое бы регламентировало создание и дальнейшую деятельность мини-отелей. Тем не менее какие-то законы на рынке существуют. Хотелось бы понять, чем в своей работе руководствуются владельцы малых гостиниц?
Владимир Васильев (на фото), президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга:
На сегодняшний день ситуация такова. Отдельного закона по мини-отелям нет. В связи с этим сферу малого гостиничного бизнеса регулируют более 260 документов, которые в той или иной степени противоречат друг другу. Во-первых, это основные нормативные документы, которыми руководствуются все предприятия малого бизнеса. Они прописывают легальность по отношению к налоговому законодательству, необходимую санитарную и пожарную документацию, обязательное наличие кассовых аппаратов. С этой точки зрения, сказать, что малые формы размещения находятся вне закона, нельзя. Во-вторых, к нам применяют законы, регулирующие деятельность крупных и средних гостиниц.
Модератор: Тормозит ли отсутствие специального закона появление новых мини-гостиниц в Петербурге?
Владимир Васильев: Да, в последнее время процесс создания новых гостиниц несколько замедлился, поскольку большинство наших предприятий существуют, как говорится, скорее вопреки, чем благодаря. Мы очень страдаем от того, что нет закона по малым средствам размещения и прилагаем все усилия, чтобы его создать. Например, пять лет назад Ассоциация малых гостиниц, Российский Союз туриндустрии, Комитет по физкультуре и спорту Ленинградской области, Фонд развития малого и среднего бизнеса Санкт-Петербурга и несколько профсоюзов подписали рамочное соглашение о сотрудничестве в области развития малых отелей Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Целью соглашения является формирование понятных правил взаимоотношений между госорганами и представителями бизнеса. В последние два года к этому процессу постепенно подключились Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Комитет по инвестициям и стратегическому планированию. Благодаря их поддержке наконец-то возник проект закона «О малых средствах размещения в Санкт-Петербурге». Мы, в свою очередь, подготовили свой вариант этого документа. Однако на рассмотрение проект так и не был принят.
Михаил Аджемов, помощник председателя профильной комиссии по туристской индустрии Законодательного Собрания Санкт-Петербурга: Разумеется. Потому что принять такой закон в Петербурге невозможно – нормативные документы выходят за рамки наших полномочий. Он должен рассматриваться на федеральном уровне. Но пока с такой инициативой на федеральный уровень никто не выходил. Ни Законодательное Собрание, ни губернатор.
Александр Сергеев, финансовый директор сети мини-отелей «ИРА»: А что необходимо, чтобы ускорить этот процесс?
Михаил Аджемов: Надо получить постановление Законодательного Собрания. А потом ждать пока в Государственной Думе кто-то очень захочет, чтобы этот закон попал в какую-то из сессий. Вы знаете, сколько там инициатив от субъектов Федерации лежит? Порядка двух тысяч. Они могут там лежать годами нерассмотренными.
Модератор: И тем не менее… Сколько времени может занять у Законодательного Собрания Петербурга подготовка документов?
Михаил Аджемов: Немного. Материала достаточно, мы его хорошо знаем и не раз обсуждали. Думаю, к весенней сессии это можно было бы сделать. Но потом мы направим все это в Госдуму, и они там лягут на долгое время. Законопроектов очень много, и когда подойдет наша очередь, неизвестно. Кроме того, учитывайте, что 2011 год – это выборный год, произойдет много интересных событий, думцам будет не до отелей. Так что в осеннюю сессию наша законодательная инициатива вряд ли пройдет.
Отдельные буквы закона
Проблемы мини-отелей связаны в основном с несовершенством федеральных подзаконных нормативных актов. Там, например, отсутствует четкое определение «малый отель», что усложняет взаимоотношения с контролирующими органами. Все технические и законодательные нормы применяются без изменений к любым средствам размещения независимо от размера номерного фонда и годового оборота. Необходимо вносить коррективы в существующие пожарные и санитарные требования для малых средств размещения, которые позволили бы упростить процедуру согласования.
Владимир Васильев: На федеральном уровне все же некоторое движение есть. В частности, сейчас появился новый ГОСТ по малым средствам размещения. Но, как только мы начали с ним работать, мы обнаружили, что данный стандарт составлен предельно непрофессионально. Некоторые положения, принятые в рамках этой бумаги, не внесли никакой ясности, а лишь вызвали дополнительные проблемы. И это касается не только малых средств размещения, расположенных в квартирах. Этот ГОСТ – хороший пример того, что получается, когда законы принимаются вдалеке от непосредственных участников бизнес-сообщества и делают это люди, которые имеют слабое представление о работе отрасли. Единственное, чего мы пока добились, – независимо от того, примут закон или нет, в рамках Комитета будет создан реестр малых гостиниц.
Михаил Аджемов: Зачастую малые гостиницы не имеют мест для парковки, у них отсутствует второй выход. Из-за этого их постоянно притесняют и пожарная инспекция, и надзорные органы. Пожалуй, самый щепетильный вопрос – это требования пожарной безопасности. И он должен быть урегулирован.
Владимир Васильев: Вот в этом-то вся и проблема. Существующее законодательство регулирует деятельность крупных и средних отелей. Мы же хотим, чтобы появился закон, который бы позволил не подстраивать малые средства размещения под гостиницы такого масштаба, как «Пулковская» или «Прибалтийская». На самом деле абсолютно не имеет никакого значения – существует при гостинице из десяти номеров мини-стоянка или нет, потому что там должны быть совершенно другие нормативы. Поэтому и надо начинать с введения в законодательную базу определения, что такое малое средство размещения.
Модератор: Какое определение дает проект закона «О малых средствах размещения в Санкт-Петербурге»?
Михаил Аджемов: Цитирую: «Мини-гостиницы – это средства размещения с количеством номеров от 3 до 30, расположенных в жилых или нежилых помещениях, в которых осуществляется деятельность по предоставлению помещений для временного проживания постояльцев на срок не более 90 дней, включенные в реестр мини-гостиниц и операторов от мини-гостиниц Петербурга в соответствии с настоящим законом Петербурга. Мини-гостиницы могут оказывать сопутствующие услуги в соответствии со статьей 6 настоящего закона».
Владимир Васильев: Самое страшное в законодательных актах, когда они вводят какие-то чрезвычайно жесткие ограничения. Почему количество номеров должно быть от 3 до 30? И почему срок размещения не может быть более 90 дней? А если постоялец хочет остановиться в гостинице на полгода? Ни в Европе, ни в Америке вообще нет никаких ограничений. Там люди живут в гостиницах всю жизнь, просто потому, что им это удобно. Зачем ставить эти рамки? В нашем варианте мы предложили