Специфика SPA - отелей

Янв 30, 2007 | 15199 просмотров |

Специфика SPA - отелей

Появившийся около 15 лет назад на Западе формат SPA-отелей сегодня активно развивается и в России. Однако участники рынка до сих пор не определились с классификацией этого типа гостиниц. Термин SPA-отель понимается по-разному – от гостиниц с массажными кабинетами до лечебных санаториев. В то же время, по мнению управляющих гостиничной недвижимостью, сегодня в России SPA-отели «западного стандарта» можно сосчитать по пальцам.

Не лечить

Рождение аббревиатуры SPA имеет несколько версий. Некоторые полагают, что оно происходит от названия бельгийского городка Спа, который издавна известен как курортное местечко. Но наиболее распространенная версия гласит, что современный термин происходит от латинского sanus per aqua, что означает «здоровье через воду». Такое неоднозначное толкование названия порождает в России разночтения по поводу инфраструктуры объектов, называемых SPA-отелями. «Одни полагают, что в понятие SPA входят только те оздоровительные процедуры, которые связаны с водой, – отмечает директор по стратегическому развитию и маркетингу ООО «Стройинком-К» Румен Калчев. – Другие считают, что это весь комплекс лечебных процедур».

«Появление данного направления в отелях связано с общей популярностью SPA-программ в последние несколько лет, – отмечает Татьяна Звонецкая, ведущий эксперт-аналитик GVA Sawyer. – Большинство отелей, центров и салонов красоты стремятся внести элементы SPA в свои услуги». Хотя, добавляет она, немногие отели с центрами SPA, открывшиеся в последние несколько лет в России, отвечают международным стандартам.

«SPA-отели – это специализированные места отдыха, в которых благодаря использованию минеральных и термальных вод, минеральных лечебных солей и грязей, водорослей, а также разнообразных массажей, масок, скрабов ухаживают за телом и приводят в порядок физическое и душевное состояние гостей», – полагает вице-президент по управлению сетью отелей компании Heliopark Group Дмитрий Степаненко.

SPA-отели должны предоставлять комплекс оздоровительных и релаксирующих услуг высокого уровня, считают участники рынка. SPA-отель может носить такое название, только если основной специализацией отеля является SPA как идеология. Обязательным условием таких отелей должен быть индивидуальный подход к каждому клиенту, создание индивидуальных программ ухода и релаксации, а также комплексная работа с человеком, при которой происходит одновременное воздействие на все органы чувств. Соответственно, такой подход к клиенту требует высоких затрат, поэтому услуги SPA дороги и доступны только людям с высоким уровнем доходов. «Можно сказать, что SPA не является необходимой услугой для организма, скорее это роскошь, некое излишество, – добавляет генеральный директор Orange Ring hotel management Сергей Колесников. – SPA-процедуры предназначены не для больных, а для тех, кто просто хочет лучше выглядеть».

В отличие от SPA санатории являются лечебными учреждениями. Это совершенно иная концепция бизнеса, поэтому, по мнению специалистов рынка, относить санатории, предлагающие комплекс оздоровительных услуг, к SPA-отелям нельзя. Так же как и SPA-отель никто не назовет санаторием. Тем не менее открытый в начале 2006 года в Кисловодске SPA-отель Plaza продвигает и медицинскую составляющую. «Основным профилем SPA-отеля является лечение заболеваний сердечно-сосудистой системы, органов дыхания, астенических и астено-невротических состояний. Возможности лечебного корпуса отеля позволяют предложить гостям классическое санаторно-курортное лечение, а также специализированные медицинские, оздоровительные и SPA-программы», – заявляют владельцы.

SPA-отели используют только одну составляющую санатория – оздоровительные водные процедуры, поясняет Марина Смирнова заместитель директора департамента оценки и консалтинга компании Colliers International. Фактически SPA-отели – это гостиницы с расширенным фитнес-центром. То есть любой отель класса 4–5 «звезд» – это в некотором роде SPA-отель, считает она. Соответственно, строят их везде: и в городе, и на курортах. «С другой стороны, приставка SPA должна компенсировать какие-то «недостатки» гостиничного комплекса, – отмечает г-жа Смирнова, – например, слабый спрос в какие-то периоды или неудачное месторасположение». Городские гостиницы, которые хорошо заполняются в течение всего года, могут себе позволить ограничиться стандартным предложением и небольшой фитнес-зоной (в зависимости от классности). Но загородные отели, спрос на которые носит сезонный характер, используют предложение в сегменте SPA для повышения привлекательности проектов и удержания клиентов в комплексе на возможно более долгий срок. Поэтому SPA тяготеют «к природе».

Вообще, если уж совсем упростить, то санаторий – порождение советской системы массового оздоровления – представляет собой гибрид гостиницы и больницы, в то время как SPA-отели – синтез гостиницы и курорта.

Четкой классификации SPA-отелей на рынке не существует, говорит Татьяна Звонецкая. Есть несколько разновидностей SPA-центров: загородные, городские, романтические, восточные и др., которые, в свою очередь, делятся на Medical SPA и Wellness SPA. Medical SPA в основном существуют на базе санаториев и пансионатов, оснащены хорошей диагностической аппаратурой, предлагают хорошую лечебную базу и, как правило, располагаются на известных курортах, использующих в оздоровлении и лечении природные факторы: термальные источники, грязи, глину, песок, морской климат и другую оздоровительную естественную инфраструктуру. Wellness SPA рассчитаны на общие оздоровительные и косметологические процедуры. Здесь используется специальная SPA-косметика, произведенная на основе природных грязей и термальных вод.

Заграничная грязь

В России SPA-отели стали появляться совсем недавно. «В настоящее время, по нашим оценкам, в России не более 20 таких отелей, – полагает Дмитрий Степаненко. – Большая их часть – это бывшие санатории, и лишь немногие представляют собой вновь построенные SPA-отели в современном понимании». Тем не менее ведущие SPA-центры в России по уровню обслуживания не уступают зарубежным, ведь все оборудование, препараты для процедур и лечебная косметика закупаются за границей, говорит он. Назвать точное количество SPA-отелей в России сложно, но можно однозначно констатировать – только 10% из имеющихся отелей в России могут причислить себя к этой категории.

«Например, «Империал парк отель» строился как рекреационный комплекс высокого класса с большим фитнес-центром, – объясняет Марина Смирнова. – Он предоставлял стандартный набор услуг, характерный для комплексов такого уровня: закрытый бассейн, джакузи, комплекс бань/саун, косметология, массаж. После открытия он вышел на рынок как SPA-отель». Heliopark с аналогичным набором услуг имеет приставку «талассо», продолжает она. Объем предложения на этом рынке оценить сложно, поскольку формат SPA носит довольно условный характер. «Гостиниц верхнего сегмента в России около 100 (по официальной статистике), с санаториями и пансионатами можно насчитать до 150–200 объектов, – считает г-жа Смирнова. – В той или иной степени они все могут быть SPA-отелями».

Что касается месторасположения, то мнения экспертов расходятся. Изначально SPA-отели находились в местах, богатых термальными источниками, грязями, солями. Но в последнее время все больше косметических фирм разрабатывает специальную косметику для SPA-процедур. Препараты на основе морской воды, соли, водорослей сегодня создаются в промышленных масштабах, и практически каждый SPA-центр может предложить процедуры с использованием косметики на основе солей и воды термальных курортов мира, подбирая их с учетом индивидуальных потребностей клиента. Это сделало возможным открытие и успешное функционирование SPA-отелей вдали от термальных и грязевых источников.

«Обычно используют местные грязи и воду, так как их очень трудно транспортировать, – отмечает Марина Смирнова. – Также сложно провести границу между SPA и Thalasso, поскольку в последнем используются схожие техники и продукты».

«SPA-отели не всегда располагаются в курортных зонах, если понимать под курортом наличие поблизости минеральных источников и грязевых месторождений, – отмечает Румен Калчев. – Так, два отеля международного класса были недавно открыты


 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.