Урал: бремя звездного правления
Урал: бремя звездного правления
Экспансия на Урал международных гостиничных операторов заставляет местных игроков задуматься над эффективностью управления объектами. Уральским гостиничным девелоперам повезло: уровень конкуренции в их сфере гораздо слабее, чем в других сегментах коммерческой недвижимости. Среднегодовая загрузка отелей в регионе составляет порядка 60-70%, и это при относительно высоких ценах на размещение. Правда, столь радужную картину может изменить активная экспансия на Урал международных гостиничных операторов. Местным игрокам придется больше внимания уделять эффективности управляющих компаний, о чем многие бизнесмены до последних пор даже не задумывались.
В мае в Челябинске состоялось официальное открытие отеля известной международной сети Holiday Inn. Собственником и девелопером гостиницы выступила челябинская ГК «Азия», которая заключила франчайзинговое соглашение с крупнейшей управляющей компанией в гостиничном бизнесе InterContinental Hotels Group (IHG). Он является владельцем бренда Holiday Inn. Договор предоставляет челябинцам право заимствовать фирменное наименование Holiday Inn, пользоваться коммерческой информацией компании. Кроме того, челябинский отель будет включен в мировую систему бронирования сети. Сумма инвестиций в возведение Holiday Inn Chelyabinsk Riverside уровня «четыре звезды» составила более 400 млн. рублей. Предполагаемый срок окупаемости проекта 7 лет. Управление отелем будет осуществляться в соответствии с международными стандартами гостиничной сети Holiday Inn. В частности, в целях гарантии международного сервиса в Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside будет возглавлять иностранный топ-менеджмент с богатым опытом работы в сфере гостеприимства. Так, генеральный менеджер англичанин Даррен Дарвин проработал в InterContinental Hotels Group около 20 лет. Теперь европейскую систему менеджмента он будет внедрять в челябинском отеле.
Как сообщил ГК «Азия» Павел Масленников, отель Holiday Inn Chelyabinsk-Riverside – это лишь начало сотрудничества с управляющей компанией InterContinental Hotels Group. Не исключено, что в Челябинске будут построены еще гостиницы под этим брендом – именно поэтому в название было внесено дополнение «Riverside». Кроме того, ГК «Азия» уже анонсировала выход со строительством подобных отелей в соседние крупные города – Пермь, Уфу и другие.
Доморощенный опыт
Привлечение профессиональных управляющих компаний (УК) в гостиничный бизнес – на Урале скорее исключение, нежели правило. Сегодня в Уральском регионе внешняя управляющая компания Rezidor Group привлечена в гостиницу Park Inn уровня «три звезды» в Екатеринбурге (собственник инвестиционная компания WenaasGruppen). Компания HELIOPARK Group управляет отелем Смолино в Челябинске.
На рынке нет жесткой конкуренции, борьбы за клиента, четкой классификации средств размещения, и при этом гостиничный бизнес приносит немалые доходы. Главная причина – дефицит современного номерного фонда, и. как следствие, отсутствие выбора у туриста.
Так, по данным комитета по товарному рынку администрации города Екатеринбурга, в настоящее время в городе действуют 46 гостиниц, которые готовы принять одновременно порядка 4 тыс. 700 гостей. В 2006 году в Екатеринбурге было введено 464 новых гостиничных места, в 2007 году – 695 мест, план на 2008 год – 690 мест. Несмотря на положительную динамику, уровень загрузки номерного фонда на протяжении последних трех лет сохраняется на уровне 60-70%. Емкость гостиничного рынка Екатеринбурга далека от европейских показателей. Там коэффициент насыщения (количество мест в гостиницах на тысячу жителей города) составляет 25 – 26. А в Екатеринбурге, по данным городской администрации, – порядка 1,5.
Еще острее стоит вопрос с дефицитом номерного фонда, особенно современного, в Челябинске и Тюмени. Если верить исследованию London Consulting & Management Company, то в столице Южного Урала, спрос на рынке ежегодно увеличивается на 15-30%, в то время как объем предложения прибавляется в среднем на 2% в год. При этом большинство гостиниц представляют собой комплексы, построенные в советский период, гостиниц уровня «5 звезд» нет. А в Тюмени, по словам аналитика консалтинговой компании «БРОК» Ксении Осинцевой, и вовсе на данный момент работает единственный современный отель «Тюмень» уровня «четыре звезды». Остальные средства размещения, по ее словам, не поддаются классификации.
В отсутствии конкуренции при наличии высокого спроса большинство собственников уральских гостиниц используют свой доморощенный опыт и не видят смысла создавать собственную управляющую компанию и тем более привлекать к ведению хозяйством отеля внешнюю профессиональную УК – российскую или международную. «Конкуренция на рынке остро не ощущается, все игроки чувствуют себя комфортно, – говорит директор отеля «Вознесенский» (Екатеринбург) Тамара Фомина. – Приток гостей постоянно растет, в том числе за счет прихода в город новых иностранных дипломатических миссий, открытия новых международных авиарейсов. В нашем отеле среднегодовая загрузка в среднем 60%, а во время проведения крупных деловых мероприятий достигает 80%». Такой же уровень загрузки Тамара Фомина ожидает и в отеле «Онегин Плаза» (открытие намечено на конец 2008 года в центральной части Екатеринбурга), в котором также займет должность директора. С точки зрения экономики и затрат, по ее словам, у собственника отелей «Вознесенский» и «Онегин Плаза» – строительной компании «Металлайн» нет необходимости в привлечении профессиональных управляющих компаний. «Возможно, когда конкуренция усилится, мы начнем рассматривать вопросы по объединению двух гостиниц, созданию собственной управляющей компании или привлечении внешней УК», – предположила Тамара Фомина.
Кто в отеле хозяин
По сути, как отмечают местные игроки рынка, вся система управления в большинстве уральских гостиниц держится на двух постулатах – безопасность и доброжелательность, и особенно мудрить в этом направлении местные отельеры не пытаются. По словам директора отеля «Московская горка» (Екатеринбург) Елены Важениной, распространенная схема управления уральских гостиниц выглядит следующим образом: собственник создает под отель самостоятельное юридическое лицо и привлекает наемного менеджера, так называемого директора. На его плечи и ложатся все обязанности по ведению гостиничного хозяйства. На данный момент, считает Елена Важенина, большинство собственников отелей не желают вкладывать инвестиции в повышение эффективности управления и более того делиться своей прибылью, в случае привлечения внешней УК. Кроме того, как отметил управляющий партнер London Consulting & Management Company, многие региональные бизнесмены считают, что если они отдадут объект под управление другой компании, то возникнет риск потерять эту недвижимость. «Потом не все собственники хотят раскрывать перед УК свои финансовые потоки, на сегодняшний день сообщать эту информацию они не всегда готовы», – добавил эксперт.
«Отсутствие профессиональных гостиничных операторов – характерная особенность уральского рынка гостиничных услуг. За исключением нескольких единичных проектов реализованных в последние три года, большинство гостиниц находятся под управлением местных инвесторов, – подчеркнула Генеральный директор направления «Отели» группы компаний ЮСТА Марина Павленко. Она уверена, что по мере появления качественных отелей и выхода на местный рынок профессиональных операторов, предлагающих более высокий уровень сервиса при сопоставимой стоимости услуг, действующие отели естественным образом почувствуют ценовую и качественную конкуренцию. С мнением коллеги согласна Елена Важенина. «В перспективе, учитывая интерес к Уральскому региону федеральных и международных инвесторов, выиграют наиболее дальновидные местные игроки. Отельеры с провинциальными взглядами на бизнес останутся на обочине», – уверена она.
В перспективе в регионе ожидается гостиничный бум. В Челябинске международная управляющая компания Rezidor SAS Hospitality анонсировала открытие открытие отелей Radisson Hotel Chelyabinsk и Park Inn. В Тюмени ИДК «АЛУР» совместно с местным холдингом холдинг «Партнер» реализуют проект гостиницы Radisson. В Екатеринбурге до конца 2008 года планируется запустить 11 новых гостиниц, в том числе Ramada Hotel,