Апартаменты уже сложно счесть дешевой недвижимостью
Апартаменты уже сложно счесть дешевой недвижимостью
Быстрый подъем цен и выход в продажу нового поколения проектов запустили структурную трансформацию рынка апартаментов в Москве
Представление о них как о сравнительно дешевых продуктах быстро теряет свою актуальность. Еще в 2020-м юниты с бюджетом до 10 млн рублей занимали три пятых предложения, но всего за год их доля сократилась в полтора раза. Зато реализация апартаментов с чеком 20+ млн рублей достигла рекордных показателей – почти 1,6 тысяч лотов.
2021-й год оказался весьма благоприятным для застройщиков, которые специализируются на продажах недвижимости в апарт-комплексах. Количество реализованных лотов достигло почти 7,5 тысяч (+31,8% к показателям 2020 г.). Средний чек также вырос: на 70% в Новой Москве и почти на 40% - в «старой». Объем совокупной выручки превысил отметку в 140 млрд рублей – при том что годом раньше этот показатель находился на уровне 77 млрд.
Расширение масштабов продаж во многом обеспечено высокобюджетными юнитами. Аналитики Urbanus.ru выявили двукратный рост числа зарегистрированных ДДУ, которые относятся к сделкам с бюджетом от 20 млн рублей. По итогам года в базе Росреестра их насчитывается 1582 единицы. Наибольший всплеск покупательской активности пришелся на категорию самых дорогих объектов. Если в 2020-м застройщики продали 146 апартаментов стоимостью более 50 млн рублей, то в 2021-м – 352. В целом представительство верхней ценовой фракции в структуре спроса прибавило за год 7,7%. Эти лоты фигурируют в 21,2% всех сделок. Недвижимость с доступным прайсом, напротив, теряет удельный вес.
Год назад три из каждых пяти апартаментов, проданных в московских новостройках, стоили меньше 10 млн рублей. Теперь же их доля сводится к 41,9% (-17,4%). На 3,1 тыс. юнитов с ценником ниже 10 млн рублей девелоперы заработали 25,83 млрд рублей. Рекордное значение стоимости зафиксировано в комплексе Carré Blanc, который расположен у храма Христа Спасителя. В ноябре по этому адресу был продан трехкомнатный апартамент площадью 242,0 кв.м: новый владелец заплатил за него 659,61 млн рублей. Это в 219 раз больше бюджета студии (19,7 кв. м) из новомосковского ЖК «Солнцево парк», где обнаружена минимальный по цене юнит в 2021-м.
Главным поставщиком апартаментов с прайсом 20+ млн рублей выступает MR Group. На счету компании - 315 реализованных юнитов, все они относятся к фонду проекта Slava. Турецкий застройщик Ant Development отметился 169 продажами в комплексе «Поклонная 9». Аффилированная структура Ant Development – строительно-инжиниринговая компания Antteq – выполняет функции генерального подрядчика в ЖК Sky View, где продано 115 премиальных апартаментов. Девелопером проекта указан СЗ «Киноцентр».
Оставшиеся две позиции в первой пятерке заняли ГК «Основа» (91 лот) и Coldy (89 лотов). Чуть более 5% продаж (80 лотов) приходится на долю Ikon Development.
В этой нише заметны показатели и Группы «Самолет», Hutton Development, St Michael и Vesta Development: вместе они делят 18,6% всех продаж.
Сделки с объектами стоимостью от 20 млн рублей обнаружены еще у 39 застройщиков.
Как и в 2020-м, рейтинг самых популярных локаций у покупателей дорогих апартаментов возглавляет ЦАО, но его доля ощутимо уменьшилась – с 43,9% до 37,9%. Кроме того, сложился альтернативный очаг спроса на севере Москвы. По сравнению с предыдущим сезоном количество проданных объектов дороже 20 млн рублей здесь увеличилось вчетверо.
В САО - восемь таких комплексов, из которых выделяются упомянутый проект Slava, а также «Зорге 9» и Alcon Tower. В южных районах (Даниловский, Донской, Нагатинский Затон) реализация повысилась в 2,4 раза, и ЮАО по удельному весу фактически сравнялся с ЗАО, одной из основных баз высокобюджетной недвижимости. В пул приоритетных локаций выдвинулся юго-запад. В новостройках на его территории серьезно подорожали апартаменты, что перевело спрос по ним в более высокую ценовую категорию.