"Если границы откроют": внешние факторы - и их влияние
"Если границы откроют": внешние факторы - и их влияние
Есть ли у российских отелях риск "потерять" часть гостей после предполагаемого "открытия границ" в будущем, и на какой дополнительный въездной турпоток иностранных гостей рассчитывать - эти и некоторые другие версии обсудили топ-менеджеры российских гостиниц в рамках MITT Cаммит: Отель

Какие внешние факторы, а главное - в каком объеме могут повлиять на российских отельеров? Мнением делятся игроки сферы.
В СМИ все чаще муссируется "скорое открытие границ" (прямое авиасообщение, упрощение виз, налаживание "туристического диалога" с европейскими странами и т.д.) Насколько это правда или же хайп, сейчас судить сложно, но некоторые очевидные внешние факторы нельзя сбрасывать со счетов.
Например, летом вместо Анапы кое-кто из россиян все же переориентируется с Анапы "обратно" на Египет и Турцию - тем более что минимум три банка анонсировали "беспроблемную" оплату товаров и услуг в Турции по QR-кодам с российских карт. Другие "безвизовые" для русских страны тоже понемногу налаживают варианты оплаты картами.
Комментирует Инна Рындина, коммерческий директор Группы Отелей "Русские Сезоны": "Если честно, мы ждем открытия границ - это будет очень хорошо для городских отелей". Отчасти пойдет на пользу и загородным. По словам эксперта, въездной поток иностранцев, который сейчас на нуле, должен расшириться. Ведь даже китайцы, наводняющие Москву, сейчас приезжают несмотря на маркер "не рекомендовано выезжать". В далекие волшебные годы лет 10 назад иностранного MICE-туризма было намного больше - потому что было больше иностранных компаний: приезжали по делам, организовывали и проводили обучение, выкупали ночи для проживания... Тогда отели позволяли себе выбирать нравящиеся заказы, легко передавая не понравившиеся коллегам и конкурентам. Сейчас же, даже если иностранные бренды вернутся, - возможен передел рынка, нужна будет активизация всех маркетинговых процессов, для "привлечения аудитории заново".
"Загородка" тоже теоретически получит дополнительный сегмент. "Сейчас едут арабы, индусы, китайцы, - рассказывает Инна Рындина, - но не в том объеме, в котором ездили до этого. Мы ждем именно DMC: нам не хватает именно групп по 10-15 человек, у которых чек намного выше, чем у "обычных" китайцев. Для сравнения: сейчас китайцы платят в среднем 3500 рублей в сутки за номер без завтрака, и готовы жить в 12-метровых "синглах" не по одному, если цена снизится до 2300 рублей. А ведь раньше тарифы стартовали от 8000 рублей и выше... Так что если сменится сегмент иностранцев - пойдет приток и по DMC, пойдут приезжающие в командировки. Городские отели получат своего бизнес-гостя.
Ну и с точки зрения объема мероприятий - сейчас многое "на паузе". десятки мероприятий заморожены. Например, сегмент агропрома мы потеряли на 70-80%... И все бъемся за оставшиеся 30%". "Разморозят" международное взаимодействие - люди снова поедут, и будут снова проводить в РФ встречи, конгрессы и семинары.
Андрей Головков, управляющий конгресс-отелем "Ареал" 4* согласен с коллегой. И добавляет, что сейчас бизнес "дают" IT-сфера, финансисты и фармацевты. Причем тратятся на мероприятия неплохо. Причем IT-шники в смысле "поведенческих паттернов" часто ведут себя аналогично иностранцам - в частности, имеем в виду траты на доп.услуги. Генеральный директор DigitalWill Сергей Скорбенко тоже считает, что MICE "пойдет вверх", хотя индивидуальный туризм после гипотетического открытия границ внутри РФ снизится. Однако за счет иностранных туристов и правильной маркетинговой "обработки" это вполне можно скомпенсировать.
Насчет снижения процента индивидуального гостя Инна Рындина согласна, но не в сегменте оздоровления, и не в сегменте "путешествия поколений": они так и будут ездить. Дедушки, бабушки с детьми, а чаще - внуками предпочитают отправляться отдохнуть и поправить здоровье в отечественные гостиницы: Турцию и Египет не хотят. Им важен в том числе и языковой барьер, вернее - его отсутствие: "Так что если сейчас работать именно в этом направлении, то они и дальше будут стабильно ездить. Здесь нужны адекватные предложения - тогда оздоровительный туризм продолжит активно развиваться и дальше".
Андрей Головков посетовал, что не хватает детских групп: этот сегмент - с огромным потенциалом, если не по РФ, то по крайней мере в Московской области. Но тут мешает не что иное, как "зарегулированная сфера": чрезмерное количество отчетности, совершенно не обоснованной, изобилие справок, доклады по три раза на дню на тему соблюдения всех правил, безопасности и прочего. Николай Филатов, генеральный директор ZONT Hotel Group, тоже посетовал, что "зарегулированность в вопросе приема детских групп будет только увеличиваться. А при такой маленькой цене размещать их экономически нерентабельно - еще и поэтому данный сегмент не развивается. Только если организовать субсидии от властей, каким-то образом - например, три тысячи рублей за ребенка платят родители, еще три тысячи - государство..."
А в той же Турции есть возможность ребенка разместить и кормить бесплатно, при оплате номера родителям, на гораздо более высоком уровне, чем в российских отелях. Так что потенциальное "открытие границ", скорее всего, все же спровоцирует некоторый отток гостей. Да, в Европу поедет теперь не так много даже при нормализации получения виз, и об отелях за 10-20 евро в сутки в европейских странах - цены, которые можно было нередко увидеть до 2019 года - теперь можно только мечтать. Но тем не менее: если у россиян появится возможность оплачивать услуги российскими картами за рубежом - это однозначно скажется. С учетом "отставания" по сервису от того же турецкого "оллинклюзива", как бы ни подорожала Турция. Особенно в контексте "удешевления" доллара и евро - чем в этом сезоне многие россияне надеются успешно воспользоваться.
Так что "спасение" - в значительной степени состоит в наращивании максимально лояльной аудитории. Что, собственно, остается единственной "панацеей от оттока гостей" при любых объективных "внешних факторах" и форс-мажорах.