Доходные дома снова в моде

Фев 12, 2007 | 1052 просмотра |

Доходные дома снова в моде

На прошлой неделе сингапурская Ascott Group, являющаяся крупнейшим в Юго-Восточной Азии оператором по строительству и обслуживанию апартаментов, подписала меморандум с российской Amtel Properties Development о создании фонда объемом 100 млн долларов для строительства и обслуживания сети апартаментов в Москве и Питере. По замыслу инвесторов, уже к 2010 году в России откроется 1 тысяча домов гостиничного типа. Однако будут ли эти квартиры востребованы, пока вопрос спорный.

Сингапурская компания Ascott Group входит в структуру корпорации CapitaLand Group. Сейчас Ascott принадлежит более 18 тыс. домов в ключевых городах Азиатско-Тихоокеанского региона, Европы и в районе Персидского залива. Под управлением группы находятся три бренда: Ascott, Somerset и Citadines.

Amtel Properties в свою очередь входит в состав Amtel Group и принадлежит Судхиру Гупте, основателю российско-голландского шинного холдинга «Амтел-Фредештайн». Amtel Properties владеет землей и объектами недвижимости в России, на Украине и в Грузии. По словам Судхира Гупты, при помощи Ascott российская компания «сможет поднять стандарты арендуемого жилья в России».

Вместе с тем основной вопрос пока не о стандартах арендуемого жилья, а о том, будет ли такой формат востребован в принципе.

Как рассказал «Эксперту Online» руководитель аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости» Олег Репченко, инициатива весьма странная, учитывая то, что доходные дома на современном российском рынке недвижимости просто нерентабельны: «Если арендные ставки будут на уровне существующих на рынке, то прибыльность для бизнеса составит всего лишь процентов пять годовых. Это очень мало, для бизнеса выгоднее размещать деньги в других проектах. Для того же, чтобы добиться рентабельности в 10—12%, надо делать ставки вдвое больше, чем везде, а кто тогда будет снимать?» — говорит Репченко.

С психологической точки зрения проект также вызывает сомнения. Если будущее жилье рассчитано на топ-менеджеров, то среди них присутствует стремление в основном к покупке, а не к аренде жилья. «Российские топ-менеджеры стремятся купить квартиры в Москве, ведь надо вкладывать куда-то деньги», — говорит Репченко. Если на кого-то и рассчитывать, то на иностранцев, временно работающих в России. Однако их не так много. К тому же им в основном снимают квартиры фирмы, которые их пригласили работать.

Соглашается с ним и руководитель исследовательского центра управления новостроек компании «Миэль-Недвижимость» Борис Флексер. По его словам, в основном доходные дома в Москве присутствуют пока на уровне разговоров и о какой-либо тенденции в этой области говорить не приходится. Если же говорить о потенциальных клиентах, то спросом доходные дома пользовались бы в первую очередь у иностранцев, приехавших на работу в Россию и для которых это было бы альтернативой гостинице. «Им важен параметр безопасности, у них большой бюджет на аренду квартир, им лучше заключать договор с компанией, а не с частным лицом», — говорит специалист.

Как рассказал «Эксперту Online» независимый аналитик рынка недвижимости Андрей Бекетов, сама сумма в 100 млн долларов тоже весьма странная и для такого амбициозного проекта недостаточная: «100 млн долларов – это всего лишь 200 квартир эконом-класса, тем более учитывая то, что они собираются строить и в Москве, и в Питере. Сама идея неплохая, но по суммам это не те деньги», — говорит Бекетов.

По словам Репченко, за границей, в частности, Европе и Америке, формат доходных домов действительно развит, однако там и уровень жизни другой. Причина, по которой распространенный во всем мире сегмент рынка в России до сих пор не развивался, проста – российский бизнес ориентирован на быстрые деньги, а инвестиции в апартаменты – это деньги долгие, требующие долгого срока окупаемости. «Все последнее время стоимость аренды квартир отставала от стоимости самих квартир. Поэтому гораздо выгоднее было продавать, чем сдавать в аренду», — объясняет Флексер.

По мнению аналитиков, более активного интереса девелоуперов к доходным домам можно ожидать в условиях стабильного рынка, когда акцент делается на долгосрочные инвестиции. Поэтому мотивы инвестирования Ascott Group в заведомо не самый прибыльный сегмент рынка не совсем понятны. По словам Флексера, возможно, компания хочет быть первой в этом сегменте или видит в будущем стабилизацию рынка.

Источник: Expert Online


 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.