Федеральный ресурсный центр – государство пытается решить кадровый вопрос в индустрии
Федеральный ресурсный центр – государство пытается решить кадровый вопрос в индустрии
«Бесшовная» система обучения, вовлечение в работу сотрудников возраста 60+, гостиничный кампус в Завидово, унифицированные программы во всех регионах – новый подход государства к решению вопроса разрыва образования и потребностей бизнеса

Тандем «теория+практика» в отельном бизнесе делает очередную попытку, пытаясь охватить всю страну через новую структуру - Федерального ресурсного центра Нацпроекта «Туризм и гостеприимство». Сергей Картошкин, директор Федерального ресурсного центра Нацпроекта «Туризм и гостеприимство», рассказал в рамках MITT Саммит: Отель о том, чего можно ждать от этой - для многих новой – структуры.
В РФ начали создаваться ресурсные центры федерального значения для индустрии туризма и гостеприимства: как раз тот промежуточный вариант, который нужнее всего, - и не ставящий во главу угла высшее образование как «корочку», и при этом не упускающий из виду необходимые компетенции. При этом первый ресурсный центр был создан на базе университета РГУТИС.
Хотя создавать его было сложно. «Недавно возглавив эту структуру, я сделал вывод, что проблема состоит из двух частей. Первая – на 30% - это разрыв в коммуникации. Не в том, что мы говорим, а в том, что не можем четко сформулировать заказ: и со стороны образовательной структуры, и работодателя. А на 70% проблема – в кадрах. У которой тоже три аспекта». А именно: первый – кадров нету, потому что люди «закончились», их неоткуда брать и некем заполнять имеющиеся вакансии. Второй – «кадры есть, но не такие, как нам нужны» (в смысле опыта и компетенций). Третий – завышенные требования молодых профессионалов, у которых нет ни малейшего желания начинать «с низов».
Поэтому Федеральный ресурсный центр и было решено создать на базе вуза – с тем, чтобы была возможность интегрировать обучение с практикой. В частности, за счет коротких программ – переподготовка, профобучение. При том что «упаковку» формируют методисты, а содержание – либо региональные власти, либо собственно представители отрасли. Как уточнил Сергей Картошкин, уже сформирован реестр более 1100 объектов, которые студенты могут посещать с целью практики.
В 2024 году Федеральный ресурсный центр это:
- 20 программ ДПО (дополнительного образования)
- 3008 слушателей
- Цель до 2030 года – подготовка 53 тысяч человек. В 2025 году – больше 4 тысяч.
«Пока идем небольшими темпами, - пояснил Картошкин, - однако динамика хорошая: охотно откликаются на предлагаемые программы в особенности такие регионы, как Москва, Московская область, Краснодарский край, Санкт-Петербург, Крым и Нижний Новгород. Особенно в этом плане сделал рывок вперед Нижний Новгород, где качество (туристических услуг – Прим.ред.) и уровень сервиса за последние годы выросли в разы».
22 марта 2025 года состоится заседание, на котором в том числе профессионалы отрасли – 50 представителей сегментов питания и гостиничного бизнеса, а также федеральных вузов и лучших колледжей – будут обсуждать, как актуализировать действующие программы обучения. С тем, чтобы сделать процесс «обучение+практика», так сказать, бесшовным – для удобства всех заинтересованных сторон.
Главный кадровый резерв, сказал Сергей Картошкин, - молодежь, однако «…с этого года будем смотреть все же и на возраст 60+. С учетом не слишком хорошей демографии в РФ: единственная возрастная группа, которая стабильно нарастает в каждом регионе и в стране в целом – это категория пенсионеров». И они, кстати, рвутся работать.
Еще одна новость тире «прорыв» - одобрено создание специализированного кампуса как филиалов РГУТИС в Твери, на курорте Завидово. Планируемая площадь инфраструктурных объектов – более 55,7 тысяч кв.м, тут смогут обучаться 2000 студентов и слушателей.
Также спикер упомянул в рамках трансформации системы подготовки гостиничных кадров еще один недавно одобренный (уже подписанный) проект – с сетью Alean Collection, которая «заходит» крупным инвестпроектом в Анапу. И в рамках своего курорта «ставит» учебный центр.
Ну и, наконец, крайне необходима трансформация системы подготовки кадров в смысле организации уже упомянутого выше взаимодействия с региональными властями, «…потому что без единого окна работы с регионами мы в те края не достучимся». Ведь на уровне региона часто туризмом заведует один замгубернатора, гостиницами ведает другой, и порой они не могут или не готовы быстро друг с другом договориться. Так что «…необходимо создание региональных проектных офисов, которые на уровне того или иного края будут помогать связываться с органами власти по потребностям кадров, с единым полномочным лицом, которое сможет регламентировать взаиомдействие». 63 офиса уже запущены, и на данный момент уже разрабатываются «дорожные карты», которые включали бы в себя не только формирование и обработку поступающих запросов, а учитывали и специфику разных программ. Чтобы точно знать, в какой конкретно области и какого профиля кадры нужны, чтобы сократить отток персонала из региона.
Поднял Сергей Картошкин и вопрос изменения подходов к подготовке кадров в смысле графика обучения: практикоориентированное обучение имеет смысл «передвинуть» по месяцам – с тем, чтобы сдвинуть для студентов этап «практика+учеба» в курортных отелях, например, на лето, когда и им больше всего возможностей применить выученное в деле, и отельерам нужна помощь. В горнолыжных же гостиницах – наоборот, зимой: с декабря по февраль. ГОСТ, к слову, это дозволяет, студенты к такому изменению графика «учебного года» тоже вполне готовы, а вот преподаватели – и бюрократические органы – пока не очень.
Ну и, как подчеркнул на сессии управляющий партнер Cronwell Hospitality Group и вице-президент РСТ Алексей Мусакин, - важно, чтобы именно первые шаги «в полях» студенты делали все-таки в «низкий» сезон, чтобы набраться минимального опыта. И к «высокому» сезону быть относительно готовыми и к нагрузке, и к самостоятельному решению рабочих вопросов. Поскольку в пиковые даты опытному персоналу в силу перегруза будет попросту некогда их посвящать в нюансы профессии.