Российские вузы переориентируются на сотрудничество с Азией и Ближним Востоком
Российские вузы переориентируются на сотрудничество с Азией и Ближним Востоком
РЭУ им.Г.В.Плеханова в рамках MITT Саммит: Отель поделился новинками обучения нынешних студентов и будущего «кадрового состава» российских гостиниц. Читайте подробности на Фронтдеск.ру

В рамках панельной дискуссии «Кадровая стратегия для развития отрасли» доцент, завкафедрой гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им Г.В.Плеханова Роман Гареев рассказал, какие цели и приоритеты в процессе обучения ставит перед собой этот университет в вопросах подготовки будущих кадров.
Разрыв «теории» и «практики» остается одной из больных проблем сферы в вопросе обучения. Ресурсных центров – по пальцам пересчитать, сетевых программ взаимодействия сейчас, когда из РФ «ушли» западные гостиничные бренды, почти нет, а также крайне мало кто из российских студентов сохранил сейчас возможность учиться в европейских гостиничных школах. А ведь именно после них выпускнику достаточно было сказать «кухня – там, ресепшн – там, отдел бронирования – тут», и специалист, по сути, был готов приступить к работе.
Российские же наработки в смысле «обучение + практика 50\50» пока очень далеки от идеала. Попытки плотно взаимодействовать с гостиничными игроками и специалистами-практиками предпринимаются, но пока они ограничены – и имеют, соответственно, «ограниченный эффект». И, посетовал Роман Гареев, «не позволяют ни раскрыть скрытый потенциал студента, ни самому студенту – как следует понять саму специфику гостиничной сферы».
При том что знаменитая «Плешка» готовит кадры для туризма и гостеприимства с 1993 года, и сейчас выпуск составляет примерно 300 человек в год. И заинтересовывать школьников – потенциальных абитуриенов – отельной сферой тоже сейчас нелегко, с учетом и специфики работы, и невысоких зарплат.
«Говорить «ваш ребенок будет официантом\горничной» мамам, которые приходят с сыновьями и дочерьми в приемную комиссию, особенно когда речь идет о платном обучении, - сомнительный вариант», - шутит Роман Гареев.
Конечно, нужно ориентировать их как «будущих управленцев», но без постройки воздушных замков. И как-то перестроить все же процесс «а-ля запад», чтобы не приходилось выпускникам со свежими дипломами говорить, как последние годы, - «а теперь забудь все, чему тебя учили в вузе, и начинай работать с низов»: этап «низов» студенты должны проходить с начальных курсов, в рамках многомесячной практики – летом и не только – чтобы к моменту выпуска они уже действительно что-то из себя представляли как специалисты гостиничной сферы. Пусть пока и не «средне-высшего звена».
Как «основы успешной кадровой стратегии вуза» эксперт представил следующие пункты:
- определение потребностей рынка (новые профессии, новые компетенции)
- формирование команды профессионалов (наука+бизнес, или, перефразируя, - «теоретики+практики»)
- обучение и повышение квалификации преподавателей
- широкая линейка программ наставничества, стажировок и практик для молодых талантов
- международная интеграция
- активное применение цифровых технологий и инноваций (онлайн-курсы, тренажеры, ПО)
- диверсификация образовательного предложения (краткосрочные курсы повышения квалификации)
- профориентационная работа.
Если вкратце: нужно не упускать из виду новые профессии, что появляются сегодня в гостиничной сфере: должности, связанные с цифровизацией, кураторы новых видов туризма – все их нужно «пересмотреть» и выявить, что можно доделать для гостиничной сферы. От веб-дизайна до бизнес-инкубаторов.
Про «взаимодействие науки и бизнеса» - приглашать на лекции или хотя бы встречи опытных отельеров: даже просто разговор с ними и возможность задать вопросы способны заинтересовать студентов в сфере.
Увы, преподаватели вузов, и без того перегруженные, наверняка воспримут в штыки предложение о переквалификации или допквалификации в формате «иди поработай в гостиницу, чтобы получше понять суть». Да и «интегрировать» в процесс обучения гостиничных экспертов на регулярной основе тоже проблематично, с точки зрения бюрократии в том числе; но отказываться от этого нельзя. Ну а преподавателям предлагайте посещать хотя бы выставки и открытые лекции на гостиничную тему, чтобы пообщаться с представителями бизнеса и хоть немного «держать нос по ветру».
Еще один вариант – взаимодействовать с выпускниками вуза, кто успешно «ушел» в гостиничный бизнес, приглашая их на мастер-классы, предлагая им курс лекций «на полставки» или что-то в этом роде. Это полезно и новоиспеченному специалисту, и его альма-матер. Нужно развивать программу наставничества, и особенно присматривать за потенциальными «талантами».
Про взаимодействие с зарубежными гостиничными вузами – мы уже упомянули, что «запад» пока нам закрыт в силу политико-экономических обстоятельств. Но, как рассказал Роман Гареев, как раз сейчас вуз налаживает плотное взаимодействие в этом смысле с вузами Китая и Востока, в частности арабских стран – Катар, Саудовская Аравия. Куда можно отправлять студентов на стажировки и практики.
Ну и активное применение цифровых технологий: те же «зумеры» сейчас плохо воспринимают классические семинары и практические занятия, им все нужно «в цифре».
И – совсем простое из разряда «практического»: «Практиков необходимо вовлекать, возможно, в какие-то творческие мероприятия, связанные со студентами. Это позволяет разбавить скучную академическую среду: когда на встречу пригласили человека, который говорит на современном языке и в свободном стиле – это стимулирует молодежь хотя бы попробовать себя на гостиничной ниве. Отправляйте ребят на профильные воркшопы, конгрессы, круглые столы: это позволяет, в частности, трудоустраивать студентов в те компании, которые и принимают участие в упомянутых мероприятиях.
Поощряйте тех, кто «уходит» в туристический блоггинг и тревел-дизайн, если это – их путь.
«Стартап как диплом» - понятно, что выпускник вуза не откроет свою гостиницу, однако вполне может запустить собственное мобильное приложение, необычную туристическую услугу, связанную с отельным бизнесом».
Все это имеет смысл поощрять в рамках бизнес-инкубатора. Ибо новые времена требуют новых мер.
И еще пара слов – об особенно подающих надежды студентах: Роман Гареев посоветовал идти таким на уступки в плане графика обучения, вплоть до организации индивидуального графика. Если студент талантлив, и хочет одновременно работать и учиться, - да, в традиционной системе обучения в вузе подстраивать ее под каждого отдельно взятого ученика очень хлопотно. Но когда речь идет о ребятах с потенциально большим будущим – оно того стоит.