Минимум вмешательства - максимум «природы»
Минимум вмешательства - максимум «природы»
Пять секретов экологичного и максимально бюджетного дизайна отеля от Sundukovy Sisters
Один из лидеров в вопросах применения практик устойчивого развития в гостиничном бизнесе компания Accor доверила концепт вновь открываемых гостиниц Novotel, в частности – на территории офисного парка Comcity Design & Architecture Studio Sundukovy Sisters.
Frontdesk воспользовался случаем побеседовать с Ольгой и Ириной Сундуковыми – основательницами студии, чтобы расспросить их: какие эко-тренды распространены в дизайне отелей, где именно они черпают идеи, и насколько «устойчивый дизайн» популярен в гостиничной среде РФ.
- Так случилось, что нашей «первой любовью» и первым отелем, для которого мы делали дизайн-проект, оказался как раз объект сети Accor. С тех пор эта «дружба» только крепнет, и больше всего гостиниц в нашем портфолио именно из этой гостиничной группы.
- Как или благодаря чему вам удалось получить такой заказ? И расскажите, пожалуйста, в двух словах о «биографии» студии.
- Мы открылись в 2004 году, работаем по всему миру – в Америке, Австралии, Африке. В 2018 году получили звание «Дизайнер года», а в 2019-м выиграли проводимый Accor конкурс на лучшую концепцию будущих объектов Novotel. Вернее, победителями «стали» три концепции, ну а инвесторы уже будут выбирать понравившуюся из трех по своему усмотрению.
- Почему вы так ориентированы на экологичность?
- Дизайн влияет на качество нашей жизни в целом. И, по сути, переключение на экологию – вполне естественный в наше время тренд, который шаг за шагом все больше входит в нашу жизнь. Мы лишь следуем ему.
Например, выбор локальных поставщиков – это эко-тренд. Не только в плане поддержки местного производителя: еще экономятся время и ресурсы, потраченные на доставку, упрощается монтаж, сокращаются выбросы углерода, вызванные перевозками на дальние расстояния.
Это с одной стороны, а с другой именно применение в дизайне изделий от местных поставщиков зачастую и позволяет обеспечить в интерьере тот самый local touch, который и ищут современные искушенные туристы, некоторую аутентичность, даже если база для дизайна средства размещения стандартная.
Тем самым мы дарим гостям отеля ощущение, что они не просто туристы, а путешественники. Открывающие для себя некое культурное наследие.
- За рубежом – да, а как быть с Россией?
- Интересен опыт нашей работы в Саранске, потрясающе красивом городе РФ. Вообще мы в России создавали дизайн уже для очень многих гостиниц, и, безусловно, попадаются города, где возникают сложности с поиском этого самого local touch, тем более что параллельно приходится бороться с «советским наследием», когда все было одинаковое. Однако Саранск – столица Мордовии – обладает уникальной культурой. И изделия местных мастеров, национальные узоры очень нам помогли, натолкнули на множество идей. Так, в «Mercure Саранск Центр» дизайн практически целиком вдохновлен локацией: многие детали в номерах искусно выполнены местными мастерами из натуральных материалов с применением техники искусства резьбы по дереву.
Многофункциональные пространства – тоже очень важный тренд. Он позволяет сэкономить метраж, а заодно создать уютную атмосферу, причем гости сами могут решить, где конкретно они предпочтут сидеть, стоять или лежать – в уединении или, наоборот, в обществе друзей и коллег. Мы попытались полностью отказаться от такого устаревшего понятия, как «место для завтрака» - территория, которая «работает» только по утрам. Сейчас абсолютно все создаваемые нами общественные пространства в гостиницах мультифункциональны: садись или ложись где угодно, хоть с ноутбуком, хоть с тарелкой.
- Это касается только вновь возводимых объектов, или доступно и при реновации старых?
- Конечно доступно. Хороший тому пример – реализованный нами концепт отеля в Берлине: гостинице было на тот момент уже 18 лет, сейчас архитекторы строят совсем по-другому. Нам тогда досталась очень сложная зона лобби: этакий аппендикс, который более-менее «работал» только когда в гостинице проходили конференции. Все остальное время в лобби никто не сидел: неудобно. Далеко и от бара, и от ресторана, и от стойки ресепшн, которые находились в противоположном конце: ни кофе, ни вина не выпить – неудобно ходить туда-сюда.
Нас как дизайнеров это с одной стороны сильно раздражало, с другой – очень мотивировало на выдумки: ведь мы работаем для гостей.
Что мы сделали? Первым делом перенесли бар в самый центр «аппендикса»-лобби. Организовали очень необычную, разноуровневую посадку. Стойку ресепшн перекинули как можно ближе ко входу, а ресторан открыли для гостей с улицы – раньше им изредка пользовались лишь гости отеля. Итог? С первого дня работы лобби в новом формате все столики заняты. В ресторан тоже повалил народ – и проживающие, и местные жители. Через полгода нам сообщили, что после реновации доход бара практически сразу увеличился вдвое только благодаря зонированию.
Вообще, зонирование общественных пространств на социальные и более уединенные «территории» не только повышает комфорт гостей, но и способствует устойчивому развитию: нет необходимости полностью сносить или ремонтировать ту или иную зону, если есть возможность заменить отдельные элементы.
- Один из ваших приоритетов, насколько нам известно, - минимальное «вмешательство» в уже существующее оформление, если его имеет смысл сохранить. Какой из проектов в этом смысле вам больше запомнился?
- Однажды мы превращали в многофункциональное пространство – не поверите – библиотеку. Собственник хотел переделать все. Мы еле отговорили его оставить шикарные темные полы: пол только отциклевали и превратили из глянцевого в матовый, в итоге он теперь производит потрясающий эффект.
За полками библиотеки «спрятали» LCD-экран, чуть переделали огромную антикварную люстру, которую жалко было выбрасывать – мы против перепроизводства как в жизни, так и в дизайне, гостиниц в том числе, - добавив в ее структуру банальные свечи. В итоге люстра обрела новую жизнь.
Мы считаем, что современные дизайнеры, входя в помещение, должны первым делом задать себе вопрос: а нужно ли здесь вообще что-то менять? Насколько обоснован кардинально новый дизайн? Что мы можем сохранить, и как это сделать по максимуму? Полы, облицовка стен, колонн – все это часто можно вообще не трогать, только обработать. Потом грамотно добавить подсветку – и вот доверенное вам помещение уже обрело абсолютно новое лицо, причем всего за месяц трудов и с минимумом строительных работ.
- А как переделывать пространства, которые изначально не подходят для использования по назначению, которое для них намечалось?
- Другой любопытный пример из нашей практики: как-то пришлось работать с баром, куда не было возможности провести воду. То есть, кухню там организовать было нельзя. И это в баре!
Пришлось изрядно поразмыслить. Однако теперь там вегетарианский raw bar, где вдоль окон высажены растения, и повара на месте срезают зелень и овощи и подают клиентам салаты, соки, легкие закуски, не требующие ни готовки, ни использования воды. Так что минус пространства мы превратили в плюс.
- Мы - за энергосбережение. В этом смысле с Accor работать легко: компания уже много лет использует во всех своих гостиницах только LED. 15 лет – без замены лампочек! Со своей стороны, мы добавляем идей: так, в Hôtel Le Louis, Versailles Château - MGallery в лобби как основной элемент декора мы использовали Bio-LED люстру, которая не только работает на соответствующих лампах, но и сама сделана из абсолютно экологичного материала – бумаги. К тому же, это еще и потрясающе красиво.
Материалы тоже используем по максимуму экологичные. В том числе отработанную мраморную крошку, стекло, микроцемент. То есть мы стараемся брать в работу только то, что будет прекрасно выглядеть и не нуждаться в обновлении ближайшие 15-20 лет минимум. А не традиционные «реновация через семь лет». В случае с нашим дизайном через упомянутые пять-семь лет можно ограничиться заменой, допустим, декора – шторы, подушки, покрывала – все остальное будет как новое.
- Мы наслышаны о том, как вы умудряетесь объединять парки и сады с отелями, превращая их в гибридные пространства.
- Да, для нас это – важный эко-тренд. В современном мире люди обычно ограничивают себя жизнью «в коробках»: человечество строит намного больше домов, чем парков. И городам катастрофически не хватает зелени. Поэтому новое веяние – соединение внутренних и внешних, «зеленых» пространств везде, где это только возможно. Поэтому мы стараемся по максимуму распахнуть окна и двери, объединить лобби с садом, организовать зимний Сад и т.д. У нас даже бананы внутри отеля растут. И, конечно, как можно больше используем в дизайне природные материалы.
(Дизайнеры Sundukovy Sisters предлагают биофильный дизайн, который признает необходимость включения природных элементов в здания и интерьеры и направлен на восстановление связи между людьми и природой. Например, панорамные виды, крытые водопады, огороженные сады и дневное освещение в отеле MGallery в Найроби позволяют гостям быть ближе к природе, находясь в помещении. – Прим.ред.)
- А кроме ориентации на энергосбережение, чем еще помогает вам Accor?
- У компании есть список проверенных поставщиков, к которым всегда можно обратиться по вопросам экологически ответственного дизайна. Они полностью соответствуют всем требованиям – это экологичность и производства, и материалов, и доставки, и эксплуатации: все соответствующим образом сертифицированы. Нам не нужно тратить время на дополнительные поиски надежных партнеров. В Европе в этом смысле, конечно, ситуация намного лучше, чем в России: 98% предприятий там уже работает по циклу самоочищения. А благодаря сотрудничеству с Accor у нас есть возможность аналогичный дизайн реализовывать и в России, благодаря доступу к соответствующим материалам.
- Скажите, а где вы черпаете идеи? В интернете? В книгах? В жизни?
- Наше хобби – путешествия. Мы очень много перемещаемся по миру, как вместе, так и по отдельности. Раньше ездили раз в месяц, теперь – минимум раз в неделю. Но каждое путешествие, даже не по работе, - это как раз-таки постоянный поиск новых идей. Дело в том, что, оказавшись в новом месте, переключаешься, «перезагружаешься». И вдохновляешься: не чужими интерьерами, а чем-то совсем другим – природой, выставками, кино, книгами, фильмами, спектаклями. Именно оттуда приходят самые сильные впечатления и самые интересные идеи.
- Легко ли вам воплощать свои идеи именно в России, по сравнению с той же Европой?
- Конечно, тут это сложнее. Стоит дороже: «зеленые» сертификаты выдаются только компаниям, которые серьезно относятся к своему производственному процессу. А значит, речь идет о внедрении дорогостоящих технологий. Да и заказчика порой приходится убеждать, что «скупой платит дважды», демонстрируя цифры, что если покупаешь недешевый стойкий материал – то он прослужит и 15, и 20, и 50 лет. К счастью, инвестирующих в отели убедить в этом проще: все-таки гостиница – не ресторан, у которого через год нужно будет кардинально менять концепцию вкупе с дизайном, чтобы он продолжал выдерживать конкуренцию. Тут люди считают траты. Гораздо сложнее бывает объяснить, что именно лучше «не трогать».
- Например?
- Бывают довольно смешные истории: как-то обратился к нам заказчик – говорит, вот объект, у него гранитный пол; смотреть на него не могу, давайте демонтируем. Насилу отговорили: объяснили, сколько придется потратить времени, сил и денег. Пообещали, что «будет красиво». Обеспечили уход полу, придумали оригинальный рисунок а-ля «орнамент ковра», нанесли прямо поверх гранита. Рельеф очень быстро «состарился» благодаря высокой проходимости. Так что же вы думаете? Теперь владельца постоянно спрашивают «А где вы взяли такой шикарный пол ручной работы? Мы тоже такую гранитную плитку хотим!»
Кристина Голубева, специально для Frontdesk.ru