Российский капитал в отелях Черногории не радует балканцев

Ноя 29, 2006 | 1277 просмотров |

Российский капитал в отелях Черногории не радует балканцев

Бечичи, Черногория - Эта страна не видела ничего подобного отелю Splendid. Названный курортно-гостиничный комплекс, состоящий из фешенебельных номеров, бассейнов и бутиков, на полкилометра растянулся вдоль побережья Адриатического моря, предоставляя бесподобно роскошные условия тем, кто может это себе позволить.

Но, как и многие другие инвестиционные проекты, построенные на русские деньги, которые рекой текут в эту маленькую страну, комплекс обрел далеко не добрую репутацию.

Во время строительства гостиницы на стройплощадке произошло три взрыва. Был убит офицер полиции, проводивший следствие по этому делу. Когда в сентябре проходила церемония открытия отеля, гостей привозили туда под пристальными взорами службы безопасности.

В последние два-три года русские сотнями приезжают в Черногорию, скупая большие участки все более популярного и модного побережья Адриатики, чтобы строить там курорты, подобные Splendid.

Они также скупили большую часть промышленности. Деньги помогли создать бум продаж недвижимости в Черногории и вдохнуть новую жизнь в находившиеся в плачевном состоянии предприятия страны.

Однако приток российского капитала вызывает у многих вопросы о том, какое влияние он окажет на эту крохотную страну с населением всего в 650 тысяч человек, которая уже обрела репутацию одного из самых коррумпированных и мафиозных государств на Балканах. Такая озабоченность вызвана секретностью многих заключенных сделок, вопросами относительно источников их финансирования и крупными суммами таких контрактов, которые зачастую оплачиваются наличными.

"Проблема в том, что мало кто понимает происходящее", - говорит Ранко Кривокапич (Ranko Krivokapic), спикер местного парламента и лидер социал-демократов - одной из двух основных партий в коалиционном правительстве Черногории. "Чьи это деньги? - вопрошает он, - этого никто не знает".

Внешне Черногория явно прозападная страна. Всего девять месяцев назад в республике прошел референдум, положивший конец ее союзу с соседней Сербией и окончательно расколовший остатки бывшей Югославии. Новое государство объявило о том, что основным его приоритетом является членство в НАТО и Евросоюзе.

Новый премьер-министр Черногории Желько Штуранович (Zeljko Sturanovic) сменил на этом посту Мило Джукановича (Milo Djukanovic), дольше всех на Балканах занимавшего пост главы государства. Он заявляет о своем желании избавить страну от организованных преступных группировок, которые господствовали здесь в момент распада Югославии.

Но и правительство, и лидеры оппозиции сейчас обеспокоены тем, что русские деньги затормозят так необходимые стране экономические и политические преобразования и сдержат стремление Черногории к сближению с Европой и Соединенными Штатами Америки.

Президент Владимир Путин недавно оценил сумму инвестиций в эту страну в 2 миллиарда долларов, что примерно равно годовому объему производства Черногории. Но сумма эта может быть даже больше, поскольку многие правительственные чиновники говорят, что некоторые предприятия финансируются через расположенные в третьих странах компании.

Сегодня русскую речь можно услышать на набережных, пляжах и в кафе от Котора до Тивата - это самый дорогой участок побережья. Объявления о продаже недвижимости пишутся здесь на русском и английском языках. По словам риелторов, клиентов из Ирландии и Великобритании в стране больше, чем из России. Но именно русские, часто работающие вместе со своими партнерами по бизнесу из Черногории, скупили самую крупную и дорогую недвижимость.

"Интересно, что они могут привезти сюда четыре, пять или шесть миллионов евро наличными, причем безо всякого контроля со стороны властей", - говорит Мария Вукович (Marija Vukovic), бывший адвокат из крохотного городка Будва на берегу моря, который получил значительную долю российских инвестиций. Сейчас Вукович работает юрисконсультом по сделкам с недвижимостью. "Каждый день мы слышим, что Черногория хочет стать частью Евросоюза, - добавляет она, - но такой бизнес показывает, что мы движемся в неправильном направлении".

По мере увеличения российских инвестиций Москва стремится оказывать на эту страну все большее политическое влияние.

В августе российский министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу в интервью одной черногорской газете заявил, что если эта страна будет по-прежнему стремиться к вступлению в НАТО, двусторонним отношениям может быть нанесен серьезный ущерб. В конце того же месяца Джуканович во время встречи с Путиным в черноморском курортном городе Сочи обсудил с ним возможности налаживания военно-технического сотрудничества.

"Какую цену придется платить за наше партнерство с Россией?" - задает вопрос лидер оппозиции Небойша Медоевич (Nebojsa Medojevic). По его словам, у жителей Черногории складывается впечатление, что российский бизнес мало заинтересован в установлении власти закона на территории этого пока еще очень слабого государства. "Я не имею ничего против русских, - продолжает он, - я против их цен, против роли их полиции, против незаконного финансирования, вмешательства государства в дела средств массовой информации и так далее".

Местные историки отмечают, что Черногория на протяжении веков играла роль баланса в отношениях между Востоком и Западом. Большую часть 18-го и 19-го веков Черногория, получившая независимость в 1878 году, а в конце Первой мировой войны утратившая ее, была союзницей Австро-Венгрии.

В то время это маленькое княжество обратилось к России, стране православных славян, с просьбой о погашении его долга и поставке оружия. Царские семьи двух стран также породнились благодаря бракам.

В 21-ом веке, после долгих лет застоя, вызванного войной и санкциями 90-х годов, многие государственные чиновники говорят, что российские инвестиции играют ключевую роль в экономическом возрождении.

"Я был удивлен, когда узнал, что Ницца, Канны и Монте-Карло - все они строились с помощью российских денег", - говорит спикер парламента Кривокапич. По его словам, российские компании с гораздо большей охотой, нежели западные, вкладывали деньги в Черногорию, пока западный бизнес находился в ожидании смены политического статуса этой страны.

Российские компании вкладывают деньги и вдалеке от побережья, играя ведущую роль в приобретении государственных предприятий. Такие сделки вызывают серьезную критику оппозиции.

В 2005 году российская компания "РУСАЛ", занимающая второе место в мире по производству алюминия, стала держателем контрольного пакета акций алюминиевого комбината в Подгорице. В рамках подписанного соглашения компания приобрела также пакет акций дочерней теплоэлектростанции, бокситового рудника и угольной шахты. В совокупности это составило примерно половину всех доходов Черногории от экспорта. "РУСАЛ" был единственной компанией, вступившей в переговоры с правительством, которое отнесло заключенный контракт в разряд коммерческой тайны.

В 2004 году главное сталелитейное предприятие Черногории Zeljezara Niksic приобрела компания Midland Resources. Это российская компания, но зарегистрирована она в Великобритании. Контракт также попал в разряд секретных. Впоследствии завод приобрело государство, продав его затем британской фирме.

Как говорят критики, тревога по поводу данных сделок основана на том, что, в представлении многих, российские инвестиции неразрывно связаны с недобросовестной деловой практикой.

"Русские, как и мы, славяне, - говорит юрист из Будвы Вукович, - у них в крови совершать незаконные поступки. Они не так дисциплинированы, как западные европейцы, которые живут при капитализме более ста лет".

Вне зависимости от того, обоснованы такие взгляды или нет, некоторые представители власти говорят, что очень хотят ограничить коммерческое влияние России.

"Мы опять хорошо начали понимать то, что являемся очень маленькой экономической системой, управлять и манипулировать которой гораздо легче, чем более крупной экономикой, - говорит ушедший в этом месяце в отставку бывший министр иностранных дел Черногории Миодраг Влахович (Miodrag Vlahovic), - но мы считаем, что когда начнут поступать новые инвестиции из западных стран, от одного или двух стратегических игроков, ситуация стабилизируется&

Теги: 

 

Орфографическая ошибка в тексте:
Чтобы сообщить об ошибке автору, нажмите кнопку "Отправить сообщение об ошибке". Вы также можете отправить свой комментарий.