Информация к размышлению… для инвесторов в регионах
Информация к размышлению… для инвесторов в регионах
Региональные гостиничные проекты в России имеют свою специфику. Если инвестору или кредитному учреждению при вложении средств необходимо оценить перспективы проекта – это сложно сделать, так как нет достоверных данных, на которых можно было бы основывать анализ. В этой статье Фронтдеск.ру приводит мнение независимого эксперта гостиничной отрасли, которое могло бы быть полезно при разработке проектов в регионах.
Для цивилизованного ведения гостиничного бизнеса необходимо учитывать три параметра или, по-другому, стандарта:
- Управленческий (структура, маркетинг, программное обеспечение);
- Операционный (сервис);
- Оснащение (технологии и оборудование).
На региональном рынке немного примеров гостиничных объектов, которые бы работали, используя цивилизованные гостиничные управленческие стандарты и технологии. В основном исключением являются гостиничные сети, которые, однако, достаточно медленно продвигаются вглубь российской провинции в силу бюрократических барьеров, а также доминирующих местечковых условий вхождения на рынок, установленных органами местного самоуправления или региональными бизнес-структурами.
Для доказательной базы перспективности инвестиций в тот или иной гостиничный проект потенциальным инвесторам необходимы данные официальной статистики по работе объектов размещения на данном рынке.
Так как многие гостиницы до сих пор работают в теневом секторе экономики, то зачастую недостоверные статистические данные являются результатом оптимизации налоговой базы отеля. Такая оптимизация осуществляется часто с одобрения инвестора, а, может быть, и по другим причинам. Соответственно, из официальной статистики мы получаем заведомо неверные данные по продажам номерного фонда и услуг гостиницы.
Статистика и иные исходные данные могут собираться корректно в отелях только за счет желания и строгого контроля руководства и с использованием специализированного программного обеспечения, например, Fidelio от компании Micros или Epitome PMS компании SoftBrands.
При использовании систем Property Management System (PMS) данные по загрузке объекта могут формироваться в надлежащем виде только при условии официального поселения гостя. При заселении в указанных программах «клиент» попадает в базу данных, и «выписать» клиента без оплаты за размещение не представляется возможным.
В случае, когда специализированные программные продукты не используются, невозможно проконтролировать соответствие поселений и платежей, сделанных гостями.
Зачастую руководством гостиничного предприятия принимаются «свои» клиенты без официальной регистрации. Для ухода от налогов (налог с продаж) или с целью увеличения собственного дохода оплата за проживание осуществляется, минуя кассу. Это достаточно распространенная практика местечковых объектов размещения. Более того у многих ведомственных предприятий временного размещения эта форма работы является нормальной практикой. Соответственно, так же собирается и статистика, если быть точным, то она вообще не собирается.
Официальные данные могут быть получены только из налоговой инспекции, которая имеет данные по налогам от продаж по каждому из гостиничных предприятий. Однако гостиничные предприятия и здесь предоставляют только «нужную» информацию для контролирующих учреждений для уменьшения налогооблагаемой базы. Поэтому данные официальной статистики (особенно региональной) невозможно использовать для определения реального спроса и загрузки предприятий временного размещения.
В управленческих стандартах должен быть прописан программный продукт, который необходимо использовать для сбора и хранения клиентской базы данных, должна быть определена учетная политика, система контроля на предприятии в целом и по департаментам в отдельности.
Более того структуру предприятия необходимо построить таким образом, чтобы каждый департамент и его руководители имели доступ к бизнес информации только в пределах своей компетенции. Сводной же информацией могут обладать только топ-менеджеры гостиницы для «пошагового» контроля за всеми расчетно-кассовыми операциями на предприятии и другими бизнес-процессами.
Данный подход по ведению региональных гостиничных проектов должен являться основополагающим при выборе системы управления гостиничным объектом. С помощью интерфейсов с различными периферийными системами система управления гостиницей аккумулирует все исходные данные и автоматически выстраивает всю нужную информацию. Статистические данные по загрузке, по выручке и т.д. при наличии определенных навыков могут быть корректно сформированы несколькими щелчками мыши.
Подобные возможности существуют в гостиницах скорее как исключение, чем правило. Поэтому и не найти корректных статистических данных. Можно только полагаться на общепринятое мнение о тенденции всеобщего повышения средней загрузки гостиниц.
Информация о проценте загрузки является конфиденциальной для каждого предприятия, и подобные данные не выдаются свободно сторонним физическим лицам. В личной беседе с руководителем предприятия, конечно, возможно что-то узнать, но личная беседа в данном случае не может служить доказательством точности данных по загрузке гостиницы.
Поэтому только собственный опыт, данные о реальной динамике загрузки и объемов продаж, а также данные о количестве новых возведенных объектов размещения смогут помочь при анализе ситуации на региональном рынке. Официальные статистические данные возможно рассматривать только лишь как вектор развития регионального гостиничного рынка.
Итак…
- Нет реальных возможностей для определения процента загрузки на предприятиях временного размещения в регионах.
- Нет реальной гостиничной структуры управления гостиничным объектом.
- Нет цивилизованных оперативных сервисных стандартов и квалифицированного персонала, способного «нести мундир», начиная от оперативно сервисного служащего, заканчивая управляющим.
- Нет предпосылок для создания стратегического подразделения службы маркетинга, которое работает на основании реальных данных объемов продаж, сезонности и т.д.
- Нет предпосылок для объективного планирования бизнеса гостиничного объекта и адаптации его к новым рыночным условиям, а, следовательно, нет необходимого уровня комфорта, имиджа и статуса, что является нематериальной составляющей коммерческого успеха отелей.
В современных условиях выживет та гостиница, которая сможет прогнозировать ситуацию на рынке и эффективно планировать свою деятельность. Другие же рано или поздно разоряются. И тому пример самостоятельные гостиничные проекты, которые в свое время смогли «увидеть» спрос на комфортный отдых и проживание, но спустя один-два сезона потерпели финансовое фиаско в силу того, что не смогли корректно вести учет.
А без учета, как известно, нет контроля над ситуацией.
Независимый эксперт специально для Фронтдеск.ру